Гарик Харламов в тюремном скринлайф-формате
Пандемия и карантин доказали: чтобы снимать кино, не нужно собираться в душных студиях. Маленькие комнаты пришли на смену съемочным павильонам, а экраны компьютеров взяли на себя обязанности операторов. Так выглядел расцвет скринлайф-формата. Если раньше за технологичный сторителлинг топил только Тимур Бекмамбетов («Днюха!», «Поиск»), во времена карантина скринлайф стал парашютом для всех российских кинематографистов. Он подарил возможность снимать.
Слепаков выкатил «Окаянные дни», Богомолов — «Безопасные связи», а Харламов и компания — «Зону комфорта». Но, в отличие от «окаянных» и «безопасных», комедийная история о заточении в норвежской тюрьме вышла на экраны только осенью 2020-го, когда всемирный карантин казался пройденным этапом, скринлайф-формат уже не удивлял, а в некоторых городах открылись кинотеатры. Но «Зона комфорта» хороша даже в сравнении со стандартными ситкомами. Скринлайф ограничил движение персонажей, но заставил сценаристов уделить больше внимания текстовому юмору, интриге и сюжетным поворотам. Из-за этого «Зона комфорта» держит в напряжении до последнего эпизода. Нехарактерное для российской комедии, но очень приятное дополнение.
Раскрытие героев легло на плечи Харламова, Девонина и других актеров. Благо здесь было что раскрывать. Герой Гарика — провинциальный бизнесмен Ярослав Костров — по непонятным причинам попадает в люксовую норвежскую тюрьму с компьютером, интернетом и скайпом. Оттуда связывается с женой и родственниками, болтает с блондинкой-любовницей и решает рабочие вопросы с напарником. Без мемных бандитов из Центральной Азии не обошлось: они же поставляют яркие цитаты и превращают посиделки перед монитором в криминальную комедию.
Спасибо всем, кто участвовал в опросе «Хотели бы увидеть продолжение истории «Гусар» и «Зона комфорта»? Шквал комментариев и резонанс обоих проектов не оставляют мне выбора. Спасибо.
ТНТшный «Гусар» развалился из-за того, что все гэги повесили на одного персонажа. Другие актеры и их герои просто терялись на фоне гусара Харламова и его бешеной харизмы. Они были слишком нормальными. Но наблюдать за моноспектаклем с живыми декорациями на протяжении восемнадцати серий — то еще мучение. В «Зоне комфорта» иначе. Режиссер-дебютант Михаил Шулаев фокусируется на всех персонажах. Гарик — все еще главная звезда проекта, но Степан Девонин или Екатерина Молоховская (экранная жена героя) сыграли точно не хуже, а их экранные образы шутили не сильно реже.
Это парадокс, но статичная комедия поражает динамикой. Уже ко второй серии вокруг Кострова собирается клубок из разнообразных проблем, а тюрьма оказывается единственным местом, отделяющим провинциального бизнесмена от суровой реальности. Отсюда «Зона комфорта» — название сериала. Но сладкая несвобода не может продолжаться вечно. Рано или поздно к тебе в камеру подселят не самого приятного соседа, а комичный адвокат Гресь (один из лучших персонажей ситкома) окажется клиническим шутником и потребует круглую сумму за свои услуги.
Последняя серия наверняка разочарует тех, кто ждал от «Зоны комфорта» ответов на все (поставленные в завязке) вопросы. Зато нам лишний раз напомнят: эта трагикомичная история создана ради угара. Поэтому матерный спектакль скринлайф-формата лежит не только на платном Premier, но и на ютьюб-канале Гарика Харламова. Там, страшно сказать, больше четырех миллионов просмотров на каждом эпизоде. А значит, кое-кто предпочел долгожданной прогулке на свежем воздухе посиделки за компьютером.
Сериал придумали задолго до пандемии и появления скринлайф-формата. Идея родилась в 2011 году, когда в тюрьму посадили террориста Андерса Брейвика.
По задумке сценаристов Дмитрия Пермякова и Ильи Швецова, главный герой «Зоны комфорта» должен был стать отражением типичного русского мужчины.