Не всякого современного режиссера в России знают по имени и в лицо, если это не Федор Бондарчук, но международная слава Андрея Звягинцева как сурового певца человеческих несовершенств и безрадостной действительности бесспорна.
Будущий режиссер, как и многие соотечественники, воспитывался одинокой мамой — папа покинул семью, едва мальчишке исполнилось пять лет, и отношения между отцом и сыном так никогда и не наладились. Зато благодаря маме, учительнице русского и литературы, Андрей с детства ценил искусство. Уже в шестнадцать лет он поступил в молодежную театральную студию при Новосибирском ТЮЗе под руководством Льва Белова, потом продолжил обучение в городском театральном училище на факультете актерского мастерства. Первый актерский опыт Звягинцев получил именно в ТЮЗе, участвуя в спектаклях «Не помню», «Акселераты», «Никто не поверит». Затем юношу призвали армию, и благодаря своей артистической подготовке он вместо копания траншей служил конферансье в Новосибирском военном ансамбле.
После службы Андрей отправился в Москву, где поступил на актерский факультет ГИТИСа, в мастерскую Евгения Лазарева и Владимира Левертова. Правда, после окончания института Звягинцев не стал работать в театре, предпочитая отдельные проекты и антрепризные спектакли. Вместе с тем он понемногу стал пробиваться в кино, снимаясь в небольших ролях и эпизодах. Его имя встречается в списках актеров фильмов и сериалов «Ширли-Мырли», «Котенок», «Любовь до гроба», «Каменская». Режиссерский опыт Андрей стал набирать, снимая рекламные ролики.
В 2000 году генеральный продюсер канала «РЕН ТВ» Лесневский предложил Андрею поучаствовать в съемках сериала «Черная комната». Звягинцев снял три новеллы, где задействовал свою подругу Инну Гомес, известную на тот момент по участию в передаче «Последний герой».
Эпический взлет режиссера Звягинцева начался буквально с первой его полнометражной картины — в 2003 году он поставил драму «Возвращение» и попал с ней в основной конкурс Венецианского фестиваля. Фильм взял два главных приза — «Золотого льва Св. Марка» и «Золотого льва Будущего» за лучший режиссерский дебют. Всего у сенсационного «Возвращения» не один десяток наград и номинаций на мировых кинофестивалях. Ингмар Бергман посмотрел картину незадолго до смерти и назвал Андрея Звягинцева одним из важнейших кинематографистов будущего.
Следующая лента, «Изгнание», была принята уже не так однозначно, а сам Звягинцев называет ее своей недооцененной работой. Не сложилось у него и с работой для зарубежного заказчика: будучи приглашенным для работы над альманахом «Нью-Йорк, я тебя люблю», впоследствии Звягинцев со своей новеллой «Апокриф» был оттуда безжалостно вырезан, составив в этом плане компанию Скарлетт Йоханссон.
Триумф вновь вернулся к нему вместе с драмой «Елена». Критики были в восторге, вновь посыпались награды, и «Елена» стала единственной русской картиной в списке 50 лучших мировых фильмов второго десятилетия XXI века по версии журнала Rolling Stone.
Зато следующий, «Левиафан», отнюдь не повторил судьбу любимых детищ и в России раскрыл невероятные бездны: был многократно жестко раскритикован за нагнетание и даже подвергнут немилосердной вивисекции у Бэд Комедиана. Зато был хорошо принят за рубежом, номинировался на «Оскар» и получил «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». До него из российских кинолент эту премию заработал только советский «Война и мир».
Неоднозначную реакцию любителей кино вызвала и работа Звягинцева «Нелюбовь». При всех своих регалиях, заработанной премии «Сезар» и выдвижении на «Оскар» картина получила немало обвинений в художественном преувеличении. Киновед Любовь Аркус, часто так или иначе критикующая Звягинцева, в своем знаменитом интервью Солодникову озвучила общую мысль: «Так не бывает».
Тем не менее Андрей Звягинцев остается одним из самых знаменитых и титулованных режиссеров в России и после своего очередного фестивального урожая вынашивает идеи новых проектов, хотя ситуация с финансированием его работ сложилась противоречивая: в новостях некоторое время мелькала информация, что постоянный продюсер Александр Роднянский** не стал работать над новым проектом Звягинцева, а руководитель Hype Production Илья Стюарт выбыл в процессе без объяснения причин. Со временем Роднянский** опроверг все слухи о разладе, анонсировав новую совместную работу с Андреем Петровичем — на этот раз англоязычную (к слову, ранее им уже предлагали сотрудничество американские студии и голливудские кинозвезды). Лента What Happens будет семейной драмой о расставании, любви, сочувствии, одиночестве, судьбе и предназначении.
Свою непростую личную жизнь, исполненную почти такого же драматизма, как и его фильмы, режиссер не любит обсуждать. Недавно стало известно, что он развелся со второй женой — Анной Матвеевой, с которой, казалось, нашел свое счастье после всех предыдущих неудачных отношений и браков.