Интервью, Бизнес — 18 ноября 2025, 17:13

«Люди хотят всматриваться». Разговор с программным директором «Большого фестиваля мультфильмов» Диной Годер

С 24 октября по 5 ноября в Москве проходил XIX «Большой фестиваль мультфильмов» — в разгар мероприятия мы встретились с Диной Годер, лицом и душой смотра. Поговорили о том, как отбираются фильмы в программу «БФМ», о двойственных тенденциях, возрастных (и не только) ограничениях, предсказуемых опытных режиссерах и свежести студенческих работ.

First thing`s first — просветите, пожалуйста, как правильнее: «мультипликационный» или «анимационный»?

Сейчас мы перешли ко второму. Для наших мастеров этот момент принципиальный, потому что «мультипликация» переводится как «умножение», а «анимация» — «одушевление». Мы таким образом по-другому это искусство понимаем: не просто рисуем много-много картиночек, а оживляем. Мы хотели, чтобы название было простым, отсылало к детству, хотя и не позиционируемся как фестиваль для детей. Внутри мы используем слово «анимация». Некоторых аниматоров это сердит, я тоже раньше раздражалась, но поняла: дело не в том, как называть.

Дина на открытии фестиваля

У «Большого фестиваля мультфильмов» традиционно много разных программ, в том числе международная, документальная, «Женский взгляд» и так далее. Не знаю, насколько это корректно, но есть ли у вас среди этих программ любимчики? Что бы вы советовали посмотреть в первую очередь?

Мне легче сказать, что больше нравится в программах других фестивалей. Я в отборе опираюсь на собственный вкус, представление о том, что было бы важно показать людям, — так не может быть любимчиков. Но есть сюжеты, которые меня особенно интересуют. В частности, документальная анимация — я пишу про это, исследую, читаю лекции.

Наш фестивальный показ в этом году строится иначе — в конкурс вошел анимадок (анимационный документальный формат. — Прим. SRSLY). Раньше мы занимались просвещением в сфере документальной анимации, хотелось, чтобы люди ее увидели. Показать, что такой подход в анимации существует давно. А сейчас мы решили, что много важного из прежнего анимадока зрители уже посмотрели. Теперь это одна из тем конкурса. 

фото с показа анимадоков

Для нас, как для всякого международного фестиваля, зарубежные программы — главное. Кроме лучших новых фильмов, мы выделяем три отдельные темы: экспериментальная анимация, документальная анимация и «Женский взгляд». Это трендовые истории. Эксперимент важен для знатоков, любителей и самого искусства мультипликации.

И непрост для широкого зрителя.

Да, это часто абстрактное, бессюжетное кино, которое может показаться сложным. Но бывает и вполне сюжетное, кто-то экспериментирует с темами, подходом к сюжетосложению, способом сторителлинга — и, если получается интересно, другие эти открытия используют. Просветительская функция фестиваля важна не меньше других. Удивительная вещь: в прошлом году мне стали рассказывать коллеги, что зрительский запрос сместился в сторону эксперимента. Залы на экспериментальных программах были полны.

Возвращаясь к документальной анимации — это способ работать с реальностью, который сейчас страшно важен, как и «Женский взгляд» — анимация про женщин и от имени женщин. Это сегодня в тренде, поскольку женской режиссуры стало больше в последние годы, зрительницы тоже стали лучше осознавать себя и хотят увидеть, услышать о себе, что, возможно, не решаются сказать сами.

Хотелось бы отдельно остановиться на женской анимации — когда, по вашим наблюдениям, это стало очевидным трендом? Мне кажется, до 2000-х аниматорами были в основном мужчины.

Не совсем так. Рядом с нами до сих пор режиссерки, которые снимали в 70–80-е. Да, на Западе в анимационной индустрии превалировали мужчины, и до сих пор это так, особенно в коммерческом секторе. Но в России исторически все было иначе. После революции женщины активно влились в работу, хотя в некоторых сферах типа укладки рельс лучше бы этого не было.

Еще в ранней советской анимации сестры Брумберг (Зинаида и Валентина, которые создали «Красную шапочку», «Кота в сапогах» и «Трех толстяков». — Прим. SRSLY) были самодостаточными режиссерками, не стояли за спиной мужей или наставников. 

«Красная шапочка» (1937)
«Кот в сапогах» (1968)
«Три толстяка» (1963)
«Кентервильское привидение» (1970)

Такого у нас было немало, особенно к концу ХХ века. Например, студия «Анимос», одна из первых наших частных студий, которая активно работала в 90-е и делала много кукольных фильмов, опиралась в первую очередь на женщин-режиссерок. Помню, что мужчины, смеясь, говорили, что их притесняют. 

кадры из мультфильмов студии «Анимос»: «Королевство М +» (2015), реж. Наталья Мирзоян
«Про лысую принцессу» (2006), реж. Софья Кравцова

В России проблема стояла не так остро. В 2000-е появилось больше анимационных школ, куда хлынули девочки. В любом творческом вузе — ВГИКе, Вышке и так далее — большинство девочек. И на Западе то же самое. Ну и, понятно, что 2000–2010 годы — про освобождение от табу, осознанность, MeToo. В кино приходят женские темы, потому что девочки снимают о том, что им интересно. Темы, связанные с взаимоотношениями — не только с противоположным полом, а, скажем, дочери с матерью. Это очень женская тема, которую мы видим в документальной анимации тоже.

Не хочется делать акцент на нашу «женскую» программу, есть и много другого, заслуживающего внимания. Это одна из тем, которая меня тоже интересует, я же женщина. И я вижу, с какими темами приходят люди — со своими травмами. 

Анимация позволяет о многом говорить — метафорически, но ясно и лапидарно. В одной метафоре можно коротко показать сложные вещи.

Есть сюжеты, которые раньше были табуированы — связанные с телом, физиологией, сексом. Есть сюжеты, которые обрели абсолютно женские эмоциональные повороты. Сейчас ничего не стоит рассказать о них, но не все можно демонстрировать — нас просят, чтобы то, что мы показываем на экране, было не слишком откровенно.

Насколько вас сковывают эти ограничения?

Ну, как вам сказать. Я жила в 70-е — 80-е годы и помню, какие были ограничения. Но и сегодня неприемлемо многое, хотя какая-то физиология допустима: у нас, например, в этом сезоне есть метафорический, но, тем не менее, вполне внятный фильм про менструацию «Моя ежемесячная борьба». Лет 20–30 назад это было сложнее представить.

кадры из австралийского мультфильма My monthly struggle (2024), реж. Кристал Тай

Были ли фильмы, которые нужно было отстаивать, и удалось ли?

Все российские фильмы, к которым были вопросы, удалось отстоять. Многие просто изменили возрастной ценз — если мы думали показывать их детям помладше или подросткам, то в показываем взрослым. Но показываем.

Мощно! Возвращаясь к тенденциям, возможно, вы наблюдаете в последнее время какие-то еще интересные? Разнятся ли они в зависимости от страны?

Вещей, связанных с национальным характером, я не вижу. Скорее есть специфика, вызванная тем, насколько в стране развито искусство анимации. Где-то это уже традиционное искусство: много студий, анимационные фильмы поддерживаются государством или фондами. Значит, там люди понимают, о чем хотят говорить с его помощью. А существуют страны, в которых анимации почти нет — снимают энтузиасты на свои, фестивалей не проводят. Здесь важна насмотренность, чтобы режиссер не изобретал велосипед, а знал, что вообще люди делают. Говорил, что его интересует, имея в виду, что некоторые темы в мировом масштабе уже проговорены и нужно двигаться дальше. 

фото с лекции сербского историка анимации Андрияны Ружич в рамках фестиваля

Разумеется, есть тенденции, которые не можешь не заметить.Например, года три мы наблюдаем движение в сторону увеличения хронометража. Раньше стандартная анимационная короткометражка — пять-семь минут. Длинный мультфильм — 15. А сейчас люди все больше снимают фильмы по 20–30 минут, и это абсолютно общая тенденция. Фестивалям нужно собирать пять программ короткометражек. И если раньше пять программ — 40–50 фильмов, то сейчас в одну умещается по три. Все ищут «мелочевку», чтобы не падало количество картин. И когда разговариваешь с теми, кто снимает длинные проекты, видишь, что режиссеры стоят на пути к полному метру.

В России тенденция раздваивается. С одной стороны, фильмы удлиняются: посмотрите главные фильмы этого года. «Алешенька» Дмитрия Геллера или «Булгаковъ» Станислава Соколова. С другой, есть движение в сторону коротеньких проектов на 1–2 минуты. Появилось много частных анимационных школ: известный режиссер берет учеников на полгода, и за это время они не могут снять ничего длинного. Поэтому мы имеем крошечные симпатичные фильмчики.

«Алешенька» (2025)
«Булгаковъ» (2024)

Странно, как тенденция к увеличению хронометража коррелируется с нынешним клиповым мышлением.

Существует четкая развилка: есть те, кому нужен короткий развлекательный контент, экшен, они не умеют (или не готовы) долго держать внимание. И есть запрос на длинные тексты, долгие фильмы, потому что люди хотят другого ритма в сегодняшней суете, всматриваться, вчитываться. Им важны тонкости, которые спрятаны за словами, — что-то неочевидное. Это два разных подхода.

Не нужно обобщать: мы разные, и слава богу.

Хотела бы поговорить про формирование программ фестиваля: как вы отбираете фильмы, как группируете их, почему какие-то попадают в конкурсную программу, другие — во внеконкурсную?

Внеконкурсная (специальная) программа в русском блоке у нас в этом году первый раз. Раньше внеконкурсной была только международная панорама — туда попадают фильмы, которые нам нравятся, но не ложатся в конкурсную программу. Когда мы объявляем конкурс, пишем, что берем свежие проекты — 2024–2025 годов. И вдруг нам прислали интересные работы 2023-го, которые мы не видели, но в конкурс их взять не можем. Или большой режиссер сделал не самое удачное кино. 

Разделять фильмы на профессиональные и студенческие мы перестали. Наш фестиваль прежде всего для зрителей, а им все равно, кто снял кино, если оно хорошее. Студенческие фильмы — маленькие, дешевые, но свежие и яркие. А картины, снятые взрослыми режиссерами, более проработанные, но снимаются долго, нередко замучивают творцов, теряют свежесть. Когда мы распределяем, что куда ставить, мы на это смотрим.

А что важнее для вас? От чего вы отталкиваетесь, когда принимаете решения?

Невозможно сказать. Когда что-то одно из того, что мне кажется важным, круто, а остальное не раздражает, я получаю удовольствие. Три важные вещи для анимации: дизайн, сторителлинг (кроме абстрактного кино), и режиссура. Иногда история простая, но режиссер делает ритм, выстраивает композицию и работает с кадром. Или история держит зрителя даже при простом дизайне. Важно, чтобы было талантливо, а талантливое может быть разным. Я благодарна за любое.

фото с показа на фестивале

Дина, скажите, а как вы относитесь к анимации, сгенерированной искусственным интеллектом? Смотрите такое?

Конечно. В экспериментальной секции есть фильм с использованием ИИ. Все его боятся, тогда как это просто инструмент. То же самое говорили насчет компьютера. В результате он никого не убил, а многим помог. И искусственный интеллект поможет в скучной работе. Знаете, когда у Хитрука (Федор Хитрук — советский и российский аниматор, создавший «Винни-Пуха» и «Каникулы Бонифация». — Прим. SRSLY) спрашивали, что главное для аниматора, он отвечал: «Чугунная задница». Сейчас это можно минимизировать.

А есть что-то, что вас пугает в контексте прогресса, когда есть ощущение, что человечество свернуло не туда?

Жажда самоуничтожения, в каком состоянии находятся люди, как много ненависти вокруг. Уверена, что это связано со страхом.

«Винни-Пух» (1969)
«Каникулы Бонифация» (1965)

Это отражается в мультфильмах?

Разумеется. Люди снимают про то, что их волнует, — фильмы-катастрофы, антиутопии, фантастика на пустом месте не появляются. Такое было и раньше. Все быстро двигается, и есть ощущение, что мы закончим не просто плохо, а еще и скоро.

Но вы все равно позволяете этому просачиваться в программу фестиваля?

Конечно. Это не всегда прямые высказывания, но фильмов, в которых есть внутреннее напряжение, страх, ощущение беспомощности и подавленности, много. Сколько картин, особенно у молодых режиссеров, связанных с депрессией. Депрессия — бич сегодняшнего времени, она уходит и в кино. Российская анимация в этом смысле более эскапистская. Мы всегда убегали в детство, в сказки — в советское время можно было снимать только это.

Мда, в какое-то мрачное русло я завела разговор. Давайте поговорим про фирменный стиль фестиваля. Я заметила, что каждый год он разный, почему в этом году такой? И насколько вы в этом участвуете?

Когда мы делали фестиваль первый раз, попросили режиссера Ваню Максимова нарисовать знак. Он нарисовал девочку. А на следующий год решили, что попросим другого художника нарисовать имидж с девочкой. И так делаем каждый год — чаще идея, кого позвать, исходит от меня. И так сложилось, что каждый автор, которого мы просим, рисует девочку такой, какой хочет. 

кадры из мультфильма «Ветер вдоль берега» (2003)
и «Фру-89. Слева направо» (1989), реж. Иван Максимов

Фестивалей десять прошло, и мы поняли: девочка-то растет. Была маленькая, должна стать подростком, девушкой. В этом году ей 19 лет, и я предложила нарисовать ее Нине Бесяриной. Нина с Урала, ее повело в сторону природы, — того, что может утешить. Она не режиссер экшена, а проникновенных историй. Такое изображение и получилось.


Есть второй визуальный образ — не айдентика, а имиджевый плакат художника Игоря Гуровича. Каждый год это эффектнейший постер с крутым современным дизайном. Гурович — культовое имя.

Селекция каких фестивалей вам ближе?

Один из любимых — Загребский. У них очень артовый отбор. А, например, Анси (Международный фестиваль анимационных фильмов во Франции. — Прим. SRSLY) склоняется в коммерческую сторону. На него съезжается весь анимационный мир — если нужно встретить важных людей, едешь туда. Еще смотрю брюссельский фестиваль Anima. В декабре на сайте «БФМ» я делаю топ лучших фильмов, которые смотрела в течение года. И обратила внимание, что в него входит много картин оттуда.

У разных фестивалей разные лица, у отборщиков отличаются вкусы и приоритеты. 

Я ценю, что люди отбирают другие фильмы, — это единственная возможность увидеть вот это «другое». 

Такое странное кино иногда выбирают — смотрю на него и не понимаю, чем оно понравилось. А потом вспоминаешь именно его, дикое, ни на что не похожее. Но мой основной интерес — в авторской короткометражной анимации. Особенно люблю рукотворные анимационные техники.

Мне бы хотелось еще немножко затронуть ваш театроведческий бэкграунд. Интересно, как произошел этот «транзишн» в сторону анимации.

Я не сменила область интересов, а просто ее расширила. Образование у меня театроведческое, с 80-х годов я занималась театральной критикой, а в середине 90-х стала завотделом искусства в журнале Newsweek. В какой-то момент решила писать про анимацию, потом пришли друзья и предложили организовать показы. Мы крутили российские мультфильмы раз в неделю — о зарубежных речи не шло. Оказалось, что интерес огромный. Так в 2007 году мы сделали фестиваль. 

Я продолжала быть фултайм театральным критиком, ездила по стране, смотрела спектакли, отбирала их для «Золотой маски». Мне ужасно нравилось, что анимация была местом, куда я могу сбежать, — когда смотришь много театра, устаешь. В анимации другие ритмы, другие объемы. Ты увидел кино на пять минут — и это целый piece of art. Еще меня интересовал визуальный театр, в котором часто нет текста. Так что анимация появилась очень кстати. Однажды я решила, что анимация для меня важнее, — это не значит, что я театром совсем не занимаюсь, но меньше его смотрю. И мало про него пишу.

фото с мастер-классов в рамках фестиваля

Последний вопрос! Когда готовилась к интервью, нашла вашу довольно старую лекцию про то, как смотреть мультфильмы. В конце вы даете задание домашнее — посмотреть короткометражку Sonámbulo 2015 года и рассказать, что ты увидел в этой абстрактной анимации. Я посмотрела и хотела бы поделиться, но также спросить, что увидели в ней вы. Идет?

Я сто лет ее не видела, но примерно помню. Люблю режиссера Тео Ушева. Что же вы увидели?

Мне это видится как поток сознания человека, который борется с бессонницей. У него путаются хаотичные мысли и образы. На фоне тиканье часов, которое всегда раздражает, когда не можешь уснуть. И, кажется, даже сами часы появляются в кадре. Еще заметила, как проходит время внутри короткометражки, — фон меняется от черного в начале до желто-оранжевого в конце, и в этом я тоже вижу муки неспания. Как ты проводишь всю ночь напролет, встречаешь рассвет.

Этим и хороши абстрактные фильмы — не существует правильной трактовки, каждый воспринимает по-разному. Вам видится неспящий человек, которого тиканье раздражает. А с другой стороны, там много отсылок к знаменитым художникам, которые делали абстрактное искусство. Для меня там много танца, ритма, кружения. Ушев — очень музыкальный режиссер, здорово работает с хореографией, придумывает собственную. Для меня именно это особенно обаятельно.

Фото: пресс-служба фестиваля
Новости — 18:30, 18 ноября
Смотрим трейлер второго сезона шоу Are you sure?! Чонгука и Чимина из BTS
Новости — 17:40, 18 ноября
Объявлены номинанты премии The Game Awards 2025
Новости — 16:30, 18 ноября
Вышел тизер игрового ремейка «Моаны»
Новости — 15:10, 18 ноября
Известна дата премьеры фильма «Чувство и чувствительность»
Новости — 14:35, 18 ноября
Темой Met Gala 2026 станет «Искусство костюма»