У многих из нас, наверняка, есть знакомые, которые одержимы этой страстью и регулярно, раз в месяц, а то и в неделю шлют ссылки с очередной новой музыкальной подборкой. Но так, чтобы за умение подбирать и состыковывать песни в рамках одного плейлиста давали «Грэмми»? Да ну — скажут скептики — придумываете! И будут неправы.
Есть такая профессия — музыку к фильмам и сериалам подбирать! Называется музыкальный супервайзер (не путать с музыкальным редактором). Это человек, который, среди прочего, не только выискивает подходящие песни для той или иной сцены, но и выкупает права на их использование. Такой человек не только обязан быть крутым музыкальным эрудитом, одержимым страстью к музыкальным исследованиям, он еще должен уметь бережно обращаться с бюджетом, отпущенным на музыкальные нужды, — он не всегда бывает большим.
Для профессии музыкального супервайзера пока не существует специального образования и протоптанных карьерных троп. Люди, успешно работающие в этой сфере, могут обладать музыкальным или бизнес-образованием, а могут и вовсе не иметь никакого высшего образования. А до недавнего прошлого мало кому приходило в голову, что это прекрасное увлечение — составление микстейпов и плейлистов на заданные темы — можно превратить в полноценную профессию.
Необходимость в музыкальных супервайзерах обнаружилась в 1980-х. Помните все эти культовые восьмидесятнические саундтреки к подростковым фильмам вроде «Клуб "Завтрак"» или «Шестнадцать свечей»? С тех пор работы у них только прибавлялось.
Заметный всплеск интереса к профессии случился в 1994-м после успеха «Криминального чтива». Музыкальная составляющая шедевра Квентина Тарантино так мощно перетряхнул мир поп-культуры, что эти наработки широко и без зазрения совести использовались до конца века. Особенно это заметно, например, в фильмах Гая Ричи «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш».
Карьера собиравшей саундтрек к «Криминальному чтиву» Карин Рахтман, которой на тот момент было 30 лет, взлетела в заоблачные дали: впоследствии она отвечала за музыкальную составляющую таких кинохитов, как «Отчаянный», «Реальность кусается», «Ромео + Джульетта», «Мулен Руж!», «Ночи в стиле буги» и «Бестолковые».
«Страна садов» и «Одержимость»: инди-культура уходит в массы
Garden State (Music from the Motion Picture)
Окончательно профессия музыкального супервайзера была зацементирована в процесс создания фильмов в 2004 году, после успеха скромной инди-драмы «Страна садов», режиссерского дебюта Зака Браффа — звезды сериала «Клиника». Актер и во времена работы над «Клиникой» принимал активнейшее участие в подборке песен к эпизодам прославившего его сериала, а уж для своего полнометражного дебюта расстарался вовсю. Да так, что реально получил премию «Грэмми» в категории «Лучший саундтрек-сборник»!
Секрет заключался в той самой благословенной эстетской эклектике, свойственной, например, и саундтрекам картин Уэса Андерсона. Только в случае с «Садами» обошлось без нарочитой винтажности. Музыкальный эрудит Брафф смело совместил стремительно выходящую в мейнстрим инди-эстетику с актуальным пост-брит-попом и подзабытыми к началу нового века фолк-эвергринами.
«Я просто записал CD-болванку со всеми песнями, которые слушал во время написания сценария к фильму», — раскрыл секреты своего творческого метода Зак Брафф в интервью IGN music.
Но проблема заключалась в мизерном бюджете «Страны садов» — всего его не хватило бы, чтобы выкупить права на все эти песни. Поэтому Брафф просто понадеялся на доброту успешных музыкантов. По его словам, выбранные треки были настолько крепко интегрированы в сценарий, что вместе с запросом на предоставление прав на песню он каждый раз отправлял его копию.
Индитроника The Postal Service в саундтреке «Страны садов» гармонично соседствует со старичками Simon & Garfunkel, даунтемпо с восточным колоритом от Thievery Corporation с проникновенной фолк-балладой Ника Дрейка, а дико популярные в то время Coldplay — с мало кому известными тогда инди-рокерами The Shins.
Именно благодаря участию в саундтреке «Страны садов» скромная инди-группа The Shins стала известна каждой прогрессивной домохозяйке. Ясное дело — после того, как в одной из сцен фильма героиня Натали Портман заявила, что их песня New Slang «перевернет вашу жизнь», желающих купить альбом The Shins «Oh, Inverted World» резко возросло. Позже эту пластинку назовут лицом инди-рока 2000-х и будут сравнивать с лучшими работами The Kinks и Beach Boys, а саундтрек к «Стране садов» бездумно клонировать в промышленных масштабах.
Зак не знал, что открывал ящик Пандоры: инди-культура, нежно лелеемая небольшой кучкой снобов-хипстеров, стремительно хлынула на обывателя и начала изо всех сил коммерциализироваться. Но тут уже ничего не поделаешь — это все равно, что винить Курта Кобейна в появлении пост-гранжа, а Майка Пэттона — в изобретении ню-метала. «Мы такого говна не придумывали», — кратко высказался на тему ответственности за успех своего творчества острый на язык фронтмен Faith No More в интервью Metal Hammer в 2002-м.
Wicker Park (Soundtrack from the Motion Picture)
Самым успешным собратом саундтрека «Страны садов» можно смело считать музыкальную составляющую фильма «Одержимость» (Wicker Park) — голливудского ремейка французской «Квартиры» с молодыми Моникой Беллуччи и Венсаном Касселем.
Создатели саундтрека к «Одержимости» не стали изобретать колеса. Позвали тех же The Postal Service и The Shins, мощно выстреливших после успеха «Страны садов», и в целом использовали ту же формулу составления треклиста — побольше актуального инди-рока, немного пост-брит-попа, немного электроники и парочка хитов прошлого. Заменили Coldplay на Snow Patrol, добавили актуальнейших в то время инди-рокеров Death Cab For Cutie в акустике…
…напомнили поколению 2000-х о дрим-поп-легенде начала 1990-х Mazzy Star (да так, что о них до сих пор не забывают) и на всякий пожарный разбавили все это пост-гранжем.
На тогдашнем Amazon оба саундтрека даже в паре предлагали покупать!
«Доктор Хаус», «Анатомия Грей» и «Сумерки»
House M.D. Original Television Soundtrack
За следующее десятилетие попадание в саундтрек фильма или сериала стало самым результативным способом для музыкантов — особенно из инди-среды — для продвижения своей музыки и значительного расширения аудитории. Законтачиться с музыкальным супервайзером означало, что артист сможет достучаться до тех слушателей, ушей которых он своими силами никогда бы не достиг. Пример с The Shins в саундтреке к «Стране садов» далеко не самый показательный. А уж мейнстримовые артисты достигали на этом поприще поистине внушительных результатов. Например, все песни с альбома Moby «Play» так или иначе были проданы для кинематографических нужд.
Впоследствии попыток сымитировать атмосферу саундтрека «Страны садов» предпринималось великое множество. По сути, эта формула немного позже оперативно перекочевала в высокобюджетные сериалы или, как принято сейчас говорить, на престижное ТВ.
В том же 2004-м вышел первый сезон «Доктора Хауса», саундтрек к которому послужил образцом для работы над музыкой ко многим сериалам того времени, в том числе, например, «Анатомии страсти».
Grey's Anatomy Original Soundtrack (season 1, episode 2)
Можете себе представить, в первых сезонах по сути стандартной медицинской мелодрамы звучат Interpol, Yeah Yeah Yeahs, Keane, Metric, Майкл Стайп в дуэте с Крисом Мартином, Ройшн Мерфи, Сиа, которая тогда делала первоклассный инди-поп, и все те же The Postal Service — вот ведь бывают неискоренимые тренды. Создатели «Анатомии страсти» по-началу точно не жалели деньги на музыкальную составляющую. Такое вот необычное было время!
Grey's Anatomy Original Soundtrack (season 1, episode 5)
Неудивительно, что впоследствии музыкальный супервайзер сериала — Александра Пацавас — стала самой настоящей ролевой моделью в непростом деле музыкального супервайзера. Она стояла у истоков тренда на продвижение инди-музыкантов через сериалы. Известная своей страстью к музыкальным исследованиям, она непрерывно перерывала каталоги с немейнстримовыми музыкантами в поисках подходящих треков для телешоу, с которыми работала. Благодаря ей The Flaming Lips прозвучали в «Беверли-Хиллз 90210», а сингл Beastie Boys «Ch-Check It Out» попал в эпизод «О.С. — Одинокие сердца» еще до релиза.
Невероятный успех песен Snow Patrol «Chasing Cars» и The Fray «How to Save a Life» состоялся исключительно благодаря тому, что Пацавас грамотно встроила их в саундтрек к «Анатомии страсти».
О влиянии саундтреков Пацавас на поп-культуру недавнего прошлого хорошо говорит сцена из HBO-хита «Девчонки», где героини, узнав, что их песня попала в свежий эпизод «Анатомии страсти», готовятся к резким изменениям в своей жизни.
The Twilight Saga: New Moon (Original Motion Picture Soundtrack)
Позже Пацавас перебралась в большое кино. Это она собрала музыку ко всем частям «Сумерек». Если помните, уже ко второй части саундтреки к подростково-вампирской саге из обычной подборки альт-рок-треков превратились в эксклюзивные компиляции, песни для которых специально записывали ведущие инди-музыканты того времени — Bon Iver, Death Cab for Cutie, The Killers, Black Rebel Motorcycle Club, Editors, а также мастодонты вроде Тома Йорка и Muse.
Другое дело сейчас — даже в новом сезоне «Настоящего детектива», который будто изо всех сил старается быть престижным, саундтрек забит кавер-версиями известных хитов разного уровня приличия. Такая экономия на музыкальной составляющей и оригинальных треках, к сожалению, не редкость в наше непростое постковидное и во многих аспектах кризисное время. Та же судьба в дальнейшем закономерно постигла многие сериалы, в том числе окончательно скатившуюся в мыльную эстетику «Анатомию Грей».
Вторая «Бриджит Джонс», «Реальная любовь» и «Зомби по имени Шон»
Bridget Jones: The Edge of Reason (The Original Soundtrack)
Но вернемся в 2004-й, когда саундтрековый бум только набирал обороты!
Британские кинематографисты тоже, понятное дело, не отставали от своих голливудских коллег. В 1990-х — начале 2000-х у них был Дэнни Бойл, точнее, саундтреки к его фильмам — от «На игле» до «Пляжа». Попав в фильм к мистеру Бойлу, старые песни — вроде Perfect Day Лу Рида — получали второе рождение, а новые — например, «Born Slippy Nuxx» Underworld — приобретали культовый статус.
В 2000-х эстафету приняла студия Working Title Films, специализирующаяся, среди прочего, на интеллигентных ромкомах. За десять лет — с 1994 по 2004 год — под чутким руководством ее боссов на экраны буквально друг за другом вышли «Четыре свадьбы и одни похороны», «Французский поцелуй», «Ноттинг-Хилл», «Фанатик», «Мой мальчик», «Реальная любовь» и, конечно, «Дневник Бриджит Джонс».
Создатели франшизы про мисс Джонс как следует потренировались над созданием грамотно сбалансированного саундтрека в первой части — туда, помимо All by Myself, которую фильм обессмертил, вошли, например, легендарная Respect Ареты Франклин и новая версия It's Raining Men в исполнении Джери Халлиуэлл.
Поэтому, работая над второй частью, они заметно осмелели и пустились во все тяжкие. Саундтрек ко второй «Бриджит Джонс» вышел не в пример эклектичней, живей и смелей, чем оригинальный. В рамках одного альбома-компиляции им удалось совместить R’n’B-кавер на Stop! Сэм Браун…
…дуэт Руфуса Уэйнрайта и Dido, исполняющих проникновенную I Eat Dinner (When The Hunger's Gone), которую в 1990-м написала мама Руфуса — Кейт Макгерригл…
…и кислотный гимн Loaded эйсид-рокеров Primal Scream.
Love Actually (The Original Soundtrack)
Примерно по тем же лекалам, что и саундтрек к первой части «Бриджит Джонс», подобрана музыка и к рождественской «Реальной любви», только с уклоном в праздничную тематику.
Вечная классика от The Beach Boys и Джони Митчелл здесь разбавлена хит-синглами актуальных на тот момент поп-рокеров вроде Maroon 5 и The Calling.
А беспроигрышная соул-баллада Норы Джонс отлично сочетается с хит-синглом Dido «Here with Me», которым озвучена самая душещипательная сцена в фильме с героем Эндрю Линкольна.
Не стоит забывать и слегка идиотский кавер на «Love Is All Around» The Troggs, в котором слово «любовь» заменено на «Рождество». Невинная шалость удалась настолько, что этот трек вот уже 20 лет является непременным атрибутом зимних праздников по обе стороны Атлантики, да и вообще везде, где они отмечаются.
Shaun of the Dead (Music from the Motion Picture)
Но не только романтическими комедиями с отчетливым британским привкусом прославилась студия Working Title Films.
В том же 2004-м на большие экраны вышел фильм Эдгара Райта «Зомби по имени Шон» с телевизионными комиками Саймоном Пеггом и Ником Фростом в главных ролях. Пародийная картина не только навела шороху в прессе и в прокате, но и стала первой частью знаменитой Корнетто-трилогии, в которую также вошли фильмы «Типа крутые легавые» (2007) и «Армагеддец» (2013).
Будучи большими знатоками современной музыки, Райт и Пегг здорово повеселились при составлении саундтрека. В одной из самых известных сцен фильма герои усердно дубасят зомби бильярдными киями под хит группы Queen «Don't Stop Me Now». Лучшего способа познакомить новое поколение с убойным, но подзабытым хитом 1978 года трудно придумать.
Идея включить одну из самых позитивных и эйфорических песен в истории рок-музыки в сцену с кровавым насилием принадлежит Эдгару Райту, большому фанату Фредди Меркьюри и компании. Этот момент был поставлен и как следует отрепетирован еще до того, как были получены права на песню. Так что режиссеру в результате пришлось буквально умолять участников Queen позволить ему использовать Don't Stop Me Now. Другой песни в этой сцене он уже не представлял.
Райт с Пеггом не только дали второе рождение песне Queen «Don't Stop Me Now», но и продвинули мало кому до этого известных психоделик-электронщиков I Monster, чья издевательская The Blue Wrath звучит в открывающих титрах фильма.
Ну и, конечно, невозможно вообразить более подходящего повода использовать строчку «Паника на улицах Лондона» из легендарной песни The Smiths «Panic», чем комедийный зомби-хоррор.
«Вечное сияние чистого разума»: мгновенная классика от Бека
Eternal Sunshine Of The Spotless Mind (Original Soundtrack)
Бонусом — саундтрек к сай-фай-мелодраме Мишеля Гондри «Вечное сияние чистого разума» — пожалуй, главной и, без сомения, самой эксцентричной истории любви 2000-х, которую до сих пор многие любят пересматривать в День святого Валентина.
По большей части саундтрек к фильму состоит из оригинальной музыки Джона Брайона, слегка разбавленной песнями Electric Light Orchestra, The Polyphonic Spree и The Willowz. Но одна песня заметно выделяется на общем фоне. Та, которая звучит в душераздирающей сцене, в которой герой Джима Керри рыдает в автомобиле во время открывающих титров.
Изначально песня Everybody's Got to Learn Sometime была выпущена британской группой The Korgis в 1980 году.
А в 2004-м она получила второе рождение после того, как ее специально для саундтрека «Вечного сияния чистого разума» перепел Бек. Причем его версия вышла настолько удачной, что многие до сих пор думают, что это оригинальная композиция.