Новогодняя пора — довольно ностальгическая, со всеми этими подведениями итогов и внимательным взглядом в прошлое. Вот и SRSLY ностальгирует, а наш генеральный директор Алексей Федорко беседует с нашим же Эдуардом Голубевым, резюмируя проделанное не только за год, но и за весь путь с момента серьезного запуска. И щедро раздает номинации самым ярким героям 2023-го, находящимся под пристальным взглядом SRSLY.
SRSLY запустился в начале 2020 года, и я помню, что в воздухе витало что-то вроде: «Нашли время открывать медиа». Давай для увековечивания в истории вспомним первые дни сайта.
Мы запустились 30 марта 2020 года — в первый день самоизоляции. Лучше момента не придумаешь, да. Но зато мы стали вести дневник редакции на удаленке, где фиксировали ковидную реальность и параллельно учились работать в коллективе. Вообще, знаешь, меня в то время много кто пытался учить делать медиа, называя мое видение SRSLY архаичным. А оно всегда было таким: находишь лучших и даешь им делать то, что они умеют. Я сейчас про нашу команду говорю.
Затем мои «учителя» открыли собственные ресурсы — и сейчас они уже не работают. А мы выпускаем с десяток материалов в день и уже четвертый год держимся на плаву. Эдик, на данный момент на SRSLY около 30 000 текстов. Значит, базовая настройка на профеcсионализм работает и сегодня.
А какой у тебя взгляд на SRSLY был тогда и изменился ли он со временем? Куда ты хочешь повести сайт в 2024 году?
Эдик, смотри. Начало 90-х. Я в Сибири смотрю концерт Милен Фармер и схожу с ума. Я понял, что хочу снимать кино. А для этого надо было прорваться в Москву на телик — набираться опыта. И вот так потихонечку карабкаться к своей мечте. Я не слишком издалека зашел? Если нам надо покороче, то могу сказать, что шесть лет назад я пришел поднимать «Вокруг ТВ», а потом понял, что хочу к нему чего-то более модного и молодежного.
Пусть идет как идет! Это ведь все же твое интервью. Давай с подробностями. Мы начали с того, что ты хочешь делать кино и для этого переехал в Москву…
Ну, я повторюсь, что родился в Сибири, недалеко от Байкала, как говорится, in the middle of nowhere. В какой-то момент жизнь стала «Словом пацана», да так, что сериал мне показался немного детским садом. Короче, приходилось выкручиваться. Но тут ребята из Ангарска, которые закончили ВГИК, вернулись обратно и как-то выпросили у местных телевизионщиков прямой ночной эфир. С двух ночи до шести утра. Это год 1997 вроде. Мне было 14 лет. Я нашел адрес их редакции и как-то пробился в корреспонденты. Два года работы — и вот я уже выпускающий режиссер со своими передачами. Ночами работал, утром — в лицей. Купил маме электрический чайник, себе плеер Walkman. Накопил на билет в Москву и уехал — с мешком картошки за плечами, чтобы было что грызть. Приехал, у меня температура. В Москве зима, снег валит. Стал искать жилье — снял комнату у бабушки в глубоком Подмосковье. Потом работу барменом. Потом поступил в университет. Короче, обжился потихоньку. Какой был изначально вопрос?
Взгляд на SRSLY и планы на 2024 год.
Одна из моих суперсил это одновременное понимание и как строить бизнес и как делать творчество. И где-то осенью 2019 года мы с будущей редакцией и придумали медиа… номинально про блогеров. Для этого мы сделали огромную энциклопедию, вокруг которой был выстроен контент. Но контекст SRSLY скорее про людей и жизнь в обществе, где ты всегда чуть-чуть отстаешь от трендов, ибо поток информации не поглотить. Плюс — это моя отдельная хотелка — я люблю профессионалов.
Поэтому мне, например, интересна не только и может даже не столько Оля Бузова, как ее директор, — чтобы понять принцип работы всего этого механизма. Сюда же можно отнести даже какого-нибудь лесника с парой сотен подписчиков. Но он так круто рубит деревья, что мы с удовольствием с ним об этом поговорим. Про 2024-й говорить сложно, ведь обстановка снова может поменяться. Но если взять разряд хотелок — интересно больше внимания уделять аниме, K-pop и видеоиграм. Уйти в виртуальность еще глубже. Это что касается трендов. Что касается планов, то будем еще больше заниматься креативом и продакшеном под заказ. И надеюсь потихоньку заходить в кино. В глобальном же смысле я ищу тему, которая — не смейся — предопределит наше завтра и послезавтра. Я сейчас объясню! Помнишь, не так давно был огромный запрос на психологию? Он сейчас сменяется, но не совсем понятно на что. Возможно, ключ в изучении интересов поколения альфа (родившиеся с 2010-х. — Прим. SRSLY). У меня есть мысли на этот счет. И я надеюсь, что в будущем SRSLY уловит этот ветерок, чтобы в общественном сознании превратить его в вихрь.
Мне еще всегда было интересно спросить вот что. Я помню перформанс SRSLY в инстаграме с духами. Они потом были везде! И если ты говоришь, что изначально хотел чего-то модного и молодежного — почему сайт затем не придумал, например, еще десять таких вот вирусных креативов конкретно под соцсети? Чтобы стать страницей-миллионником, продать много рекламы, быть ближе именно к зумерам, которые классические медиа уже давно не читают.
Если кратко — мне не интересно развивать именно соцсети SRSLY в ущерб сайту. Потому что, чтобы удержаться на плаву, паблики и тг-каналы вынуждены ежедневно отзеркаливать реальность. И это все немного… ну, не жвачка, а настолько в моменте, что завтра большая часть информации потеряет актуальность. Работа сайта — совсем другое. Да, у нас есть новости. Но в остальном мы не зеркалим реальность, а как бы создаем немного свою и одновременно углубляемся в текущую, чтобы не просто поймать суть, но еще ее и отрефлексировать.
И, вдобавок, Эдик, назови хотя бы один наш тг-канал, которому может дать интервью Леди Гага или Тайка Вайтити. Если сейчас копаться и вспоминать, то на SRSLY за эти годы у нас была толпа голливудских звезд, европейских. Почти все российские. Почему так? Тг-канал даст большие охваты в моменте, но он не сделает им фотосессию, не сможет глянцево сверстать ваш разговор. Плюс доверие к бренду. А SRSLY — это медиа бренд. В то время как паблики в инстаграме и телеграме — это скорее информационные потоки.
Могу тебе еще ответить, почему так громко выстрелили духи. Это ведь было начало лета 2020-го. Люди сидели три месяца по домам, понимая, что, как раньше, уже не будет, но надеясь это раньше вернуть в будущем. И наша экс-СММка Даша решила вербализировать эти ощущения, описав их как запахи. И бум! 100 тысяч подписчиков за неделю, органический рост без рекламных бюджетов.
Но вот тут давай вспомним про бизнес. Пришли подписчики, у нас в инстаграме много мемов — они похихикали, но большая часть ведь должна пойти дальше. Правильно? Контента ведь много. А тут мы им в историях и хайлайтах говорим: «Ребята, смотрите, а у нас еще есть сайт, где интересно рассказано про это, это и это. Плюс Леди Гага». И часть подписчиков затягивается уже в нашу воронку сайта. А там и реклама уже дороже и читатели ценятся выше!
Я видел спецпроекты с VK, с Яндексом и с какой-то консалтинговой корпорацией (Deloitte. — Прим. SRSLY). Кто еще был рекламодателем? И, получается, сайт в финансовом профите?
Да, но мы все, что зарабатываем, — все тратим на проект обратно. А так: Nike, Макдоналдс, Spotify, «Тинькофф», Роскосмос, «Авито» — долго можно перечислять. Сейчас мы в долгой и успешной коллаборации с онлайн-кинотеатром Premier. Короче, как были топовые партнеры, так и остались!
Я, на самом деле, спросил тебя про переезд в Москву не просто так. У меня за время нашего знакомства сложилось четкое ощущение, что ты один из тех людей, кто даже в голом поле окопается и начнет потихоньку что-то строить. И наш разговор лишь убедил меня в этом. Но скажи мне, как твой бэкграунд повлиял на тебя, на твой взгляд?
«Надейся на лучшее, готовься к худшему». Это моя базовая настройка по жизни, сформированная как раз… ну, не самыми простыми обстоятельствами. И как будто мое прошлое мне одновременно и мешает, и сильно дает фору. Я, например, способен к рискам, но лучше буду двигаться максимально тихо. Потому что мне не нужен самый сок — достаточно просто человеческого счастья. (Улыбается.) Это меня часто ограничивает. При этом я точно знаю чего хочу. Скажу больше: я знаю свой идеальный день где-то там в будущем. И делаю ровно то, что меня в этот день приведет. Так что остается активно ждать. А ждать я умею. Кстати, кино мы уже потихонечку снимаем. В 2024 году выйдет ужастик «Дети Леса».
Кино все же сняли! Фото со съемок хоррора «Дети Леса» с Хофманнитой
Последний вопрос. Твой любимый материал на SRSLY за все эти годы. Какой?
Интервью с Рошин Мёрфи, потому что я ее очень люблю. Но если выйти за скобки материалов — я горжусь и кайфую от того, какой у нас красивый сайт. Красота ведь спасет, ты же знаешь!
Музыка — 29 сентября 2020, 19:41
Диско-шар на удаленке. Интервью Рошин Мерфи для SRSLY
Наши кинокритики ездили на фестивали в Канны, Венецию, Калининград, Сочи, «Розу Хутор» и Геленджик, откуда привозили эксклюзивные материалы. В качестве приглашенных авторов колонки для нас писали именитые публицисты и профи своего дела, а под конец года к этому списку присоединился культовый для российской музыки Александр Ионов.
С разных ивентов приносили вам саркастические репортажи «Жатропёр»
А вместе с онлайн-кинотеатром PREMIER делаем проект, в рамках которого ежедневно выходят разные материалы про кино, в том числе — подкаст «Ты серьезно не смотрел?!»