Есть такой термин, как «парадокс грустного клоуна» (sad clown paradox), которым описывают противоречивую связь между родом деятельности комиков и различными ментальными трудностями, с которыми им приходится сталкиваться. В обыденной жизни этот феномен трансформировался в распространенный тейк о том, что комики — самые грустные люди.
Научных исследований мы не проводили, но, кажется, у этого мнения есть основания, а нашли мы их, разумеется, в поп-культуре. Собрали несколько фильмов и сериалов, рассказывающих о комиках и цене, которую они платят за зрительский смех.
«Юморист»
Провалившийся в прокате, но все равно примечательный проект с Алексеем Аграновичем в роли всенародно любимого советского артиста, жизнь которого можно сравнить с жизнью рок-звезд или поп-идолов. Любовь зрителей, счастье в личной жизни, огромные деньги, аншлаги в ДК и благосклонность власть предержащих приедаются, и главный герой начинает мучиться более важными вопросами — вечными, даже, можно сказать, экзистенциальными. Вопросы о творческой и личной свободе как внутренней, так и внешней начинают довлеть над материальными благами, приводя к перманентному дистрессу.
Закончившийся в этом году успешный проект Amazon Prime Video, события которого происходят в сеттинге Нью-Йорка 1960-х. Сериал получил много зрительских симпатий не только за режиссерский талант и прекрасную актерскую работу каста, но и за глубокий женский образ в центре истории.
У Мидж Мейзел, казалось бы, есть все, о чем только могут мечтать ее современницы: муж, работающий топ-менеджером в конторе, двое детей, за которыми всегда готовы приглядеть ее родители, а еще привлекательная внешность и материальное благополучие. Однако вся прежняя жизнь Мидж рушится после того, как она узнает об измене мужа. Мейзел увлекается стендапом и начинает вести двойную жизнь, днем работая в универмаге телефонисткой, а по вечерам выступая в клубах и на телевидении. Вместе со своей верной соратницей неугомонная бывшая домохозяйка строит грандиозные планы и стремится реализовать все свои мечты, невзирая на то, что жизнь снова и снова указывает ей на место у плиты.
Неожиданно увидеть чисто комедийный проект среди драм? На то есть свои основания, а конкретно — линия героя Юрия Стоянова. Он играет советского эстрадного артиста, давно отошедшего от дел и мирно спивающегося в никудышной квартирке. Вся драма творческого пути этого героя раскрывается во флешбэках, где он мысленно возвращается во времена своей молодости, когда блистал на сцене, а рядом с ним был его верный друг и автор, которого не стало. По законам жанра, в самом сериале все равно все преподносится легко и с улыбкой, но стоит задуматься, и темная сторона профессии становится явной.
Зеркальная версия «Трепачей», если так можно выразиться: вместо комиков — комикессы, вместо жаждущего от старшего поколения помощи студента желающая оживить свою карьеру за счет молодой комедиантки дива.
Дебора — телевизионная легенда, которая не испытывает недостатка ни в деньгах, ни в фанатской любви, но не отказывается от амбиций оставаться актуальной для всех зрителей. Сначала за заносчивостью и манерами сложно разглядеть в ней хоть что-то настоящее, но сериал планомерно закрадывается в прошлое звезды, вынося наружу все то, через что пришлось пройти женщине ради карьеры.
«Все о Нине»
Да, вот так много есть сериалов про женщин в стендапе. Вероятно, в процентном соотношении даже больше, чем реально женщин в стендапе (но это вопрос времени).
«Все о Нине» рассказывает о Нине Гельд, у которой карьерный рост и личное благополучие идут по разным направлениям: как только дела на сцене пошли в гору, на личном фронте настал полный хаос. Героиня сбегает от жестокого партнера в здоровые отношения, где все кажется чем-то не тем. И именно в этот момент она попадает в перспективный проект, который на много лет вперед подарит ей возможность каждодневно бороться за свое право быть в мире юмора и выходить на сцену с микрофоном.
«Умираю со смеху»
Снова американский мир юмора 1970-х, снова истории молодых амбициозных комиков, львиную долю которых индустрия развлечений беспощадно перемелет, на этот раз — рассказанная самим Джимом Керри. Главным местом действия становится клуб Goldie's, где рождались и умирали мечты о стендапе, плелись интриги, звучали лучшие шутки эпохи и выступали самые перспективные повелители сцены и микрофона будущего.