Колонка, Кино — 14 сентября 2023, 18:39

Голубев в горах. Сезон новый, дубль третий. Новые фавориты и личные итоги

Все смешалось на Розе Хутор: бандиты, пришельцы, концерт «Дискотеки Авария».

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

11 сентября. Разговоры о провинции

Так вышло, что все показанное сегодня в том или ином смысле было высказыванием о регионах России. И с этой перспективы мы проекты и рассмотрим. 

«Очевидное невероятное» — экранизация рассказов Кира Булычева про город Великий Гусляр, куда повадились заглядывать инопланетяне. Местные с пришельцами и прочими чудесами находятся в добрых отношениях, однако новый мэр планирует превратить город в туристическую мекку. Тогда группа активистов решает скрыть от градоначальника все НЛО

Это очень добродушное и легкомысленное зрелище, тот самый детский контент с которым будет не страшно оставить и юных зрителей. Взрослым сериал может быть интересен из-за, понятно, Булычева. Благодаря ему в «Очевидном невероятном» есть и ностальгия по открыточному СССР, и вайбы старой фантастики а-ля «Вавилон 5». Кого-то подкупит Ходченкова


И если с первых минут нахождения в Великом Гусляре понятно, что добро победит, а люди с пришельцами заведут хороводы, то в городке N из «Прелести» дела обстоят иначе. В третьем проекте PREMIER на фестивале балом правит мрачный нуарный лоск. Вечная осень, разваливающиеся здания, кладбище как место встречи, лысые братки на черных машинах. При этом, принадлежность к нуару как будто снимает с «Прелести» хтоническую спесь, а весь ужас — всего лишь одна из условностей жанра, коих тут полно. 

Главный герой — профессиональный угонщик с кличкой Цыган и гражданской позицией, который заводит отношения не с той девушкой. Актерский камбэк Федора Федотова, не получавшего большие главные роли с «Серебряных коньков». Играет очень близко к «Драйву» (2011), да и профилем похож на молодого Гослинга. Однозначно главный краш нового сезона. Однако основная интрига первых двух серий кроется в противостоянии двух криминальных авторитетов. Первый — Леонид Максимович (седой Олег Меньшиков, похожий на графа Дракулу), много лет считался убитым, но вернулся, чтобы отомстить нынешнему владельцу города Осинскому (Филипп Янковский, уже без фиолетовой шапочки, зато со жуткими, как будто мертвыми, глазами). 


«Прелесть» тасует знакомые ситуации, используя жанровые клише. Например, чтобы узнать, кто убил его отца, Цыган должен выполнить для Леонида Максимовича пару заданий. Это получается у создателей так мастерски, что вопросов не возникает. Если бы было можно — посмотрел бы целиком. 

Завершился день показом «Плаксы». Это новый проект от создателей «Папиных дочек» и первая работа Сергея Жукова из «Руки вверх!» как кинопродюсера. Сериал детский, с замахом на социальность, без затей. 

Но его портит странная мораль. По сюжету, папа девочки Маши (Ника Жукова) теряет работу из-за нехороших американских коллег, и теперь семья вынуждена переехать с Новой Риги в Новоморск (так здесь называется Сочи). Там Маша подвергается абьюзу со стороны новых одноклассников, потому что московский вайб и хорошее знание английского у них сродни предательству. Непохожесть персонажей обуславливается намеренно: местные дети гуляют по грязным улицам кто в чем попало, героиня ходит в выглаженной форме и ждет на завтрак йогурт вместо манки. У нее единственной среди детей есть смартфон. Также Маша выросла в полной семье, что по сериалу тоже обозначается привилегией. Зачем все это в детском ситкоме — мне не ясно. Похожий ход, добавить кислинки туда, где ее быть не должно, я помню в мультфильме «Сезон охоты 2». Там домашние животные сперва боролись за свою свободу, но в финале поняли, что она им не очень-то и нужна. И если эту идею можно оправдать, скажем так, знанием жизни у авторов, то разделение детей на московских и остальных в «Плаксе» выглядит злой шуткой. Вообще не для рейтинга 12+. 

12 сентября. Усатый Янковский мл., громкий финал

Последний день оказался богатым на события, так что начнем без лишних расшаркиваний!

«Кибердеревня» от «Кинопоиска» очень дорого выглядит (и отдает вайбом «Звездного пути»). Но насколько это интересно смотреть — другой вопрос. Продюсеры стриминга вольно оттолкнулись от ютьюб-проекта Russian Cyberpunk Farm, где в четыре минуты хронометража молодой режиссер Сергей Васильев умудрился впихнуть березки, роботов и Марс. Его же наняли и для производства сериала. Что могло пойти не так? 

Но все же сперва про сюжет. В будущем на Марсе (стоит заметить, насколько интересная параллель с линией про колонизацию Красной планеты в «Чувствах Анны») один техник построил ферму а-ля родная Рязанская область. Как-то раз туда прилетает его старый товарищ, ныне олигарх, разбогатевший на их общем изобретении, и разрушает хозяйство в угоду своего завода по производству роботов. Понятно, что теперь главному герою — его зовут Николай — нужно силой отбить свое право на спокойную жизнь. 

 

Возможно, «Кибердеревне» нужно больше времени, чтобы раскрыться. Пока сериалу — в отличие от проекта «Очевидное невероятное» — остро не хватает событийности и интересных идей. Сеттинг тащит, однако вывезти целиком на нем мог бы Дени ВильневБегущий по лезвию 2049», «Дюна»), но не режиссер-дебютант. 

Из приятного: Николая играет Сергей Чихачев — легенда отечественной озвучки видеоигр и просто очень приятный мужик.

Идеальный кастинг наблюдается и в «Слове пацана» — возможно, самой громкой премьере фестиваля. Съемки сериала закончились в августе, поэтому в Сочи режиссер Крыжовников привез еще черновой монтаж и звук. И все равно показанное сорвало заслуженные овации. Интересный факт: и тизер, и постер лукавят, выставляя на первый план Ивана Янковского. В личном общении с создателями проекта я узнал, что это сделано намеренно, дабы сохранить интригу. Не буду ее рушить и про сюжет расскажу уклончиво. Перестройка, Казань. До развала СССР остался год, но по всему Союзу уже стали появляться банды малолетних хулиганов, не соответствующие идеалам коммунизма. 

 

Жора Крыжовников замахнулся сразу на две величины. «Слово пацана» — это одновременно и «Однажды в Америке» Серджо Леоне (не путать с «Однажды в… Голливуде» Тарантино) и, не шутка, «Амаркорд» Федерико Феллини. От первого в сериале линия, где обычные «пацаны» постепенно становятся упырями. От второго — нежный портрет эпохи (Шатунов, «Асса», игра Karateka), центральный образ матери (Юлия Александрова) и некое заигрывание с коллективным бессознательным зрителей — поэтому в «Слове пацана» так много экспрессии и постоянно повышающийся градус драмы. Все, чтобы с помощью картинки достать воспоминания, даже если вы спрятали их куда подальше. Интересный ход. Премьеры в ноябре ждать нет сил! 

 


Последний фильм фестиваля — «Страсти по Матвею» Сергея Ильина. Название обладает явным комедийным потенциалом, да и постер (персонажи лежат в яблоках aka запретных плодах) отсылал к тому, что тут будет смешно. Но на деле картина оказалась чуть ли не драмой про страх материнства с бонусными приветами «500 дням лета» (2009). 

 

Во время сеанса мужчины справа от меня смотрели футбольный матч Россия — Катар. И, наверное, это лучшая метафора происходящему на большом экране: перепасовка без голевых моментов. Так, главный герой фильма — алтарник и будущий священник Матвей (Денис Власенко) должен жениться до конца лета, «потому что батюшкам положено». Неожиданным выбором парня становится татуировщица Агата (Валери Зоидова, «Король и Шут»), которая живет как чувствует и находится в отношениях с модным серфером (Анар). 

Долгие (чересчур) разговоры, клиповый монтаж, пара шуток про РПЦ (безобидных), затем — мораль в лоб и титры. Этот фильм хочет быть безупречным, но оказывается безликим. С другой стороны, никогда бы не подумал, что в Москве так много красивых храмов. Да и в целом показать религию, как что-то для всех — идея полезная. Матч, если что, закончился ничьей.


Личные итоги

Топ сериалов по мнению меня выглядит так: 

  1. «Прелесть» (PREMIER) — потому что не хотелось, чтобы показ закончился. И отличный пример отечественного нуара. 

  2. «Слово пацана» (Start / Wink) — не на первом месте, потому что очевидно, что все самое интересное у Крыжовникова впереди. Или нет. Тогда будет обидно. 

  3. «Цикады» («Кинопоиск») — ощущения смазывает некая сделанность проекта. Но все равно очень жду!

  4. «Бедные Абрамовичи» (Start)  — самый смешной сериал на фестивале. 

  5. «Очевидное невероятное» (Okko) — детский контент, который можно смотреть всей семьей. Мне такого не хватает. 

После закрытия Okko устроили невероятную вечеринку, с концертами IOWA и «Дискотеки Авария». А директор по оригинальному контенту кинотеатра Гавриил Гордеев в моменте вспомнил, что он тот самый Гавр из Comedy Club и устроил стендап со сцены. Спать не ложились. Поэтому кофе на завтрак, такси, аэропорт. Более киношного завершения представить сложно. 

С вами был Эдик. Всем пока!

P.S. Чуть не забыл! Несмотря на все излишества за эту неделю я поправился всего на 350 грамм. Приятно. 

Фото: кадр из сериала «Прелесть»
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова