Что смотреть документалистам?
Рекомендует Евгений Гиндилис, продюсер и куратор программы «Новый DOC»:
«Как мы играли в революцию» (2012)
Режиссер: Гедре Жицките
Иногда дорога к свободе находит неожиданные пути. История борьбы за независимость Литвы в конце 1980-х.
«Хроники ртути» (2019)
Режиссеры: Бен Гез, Саша Кулак
Картина, пропитанная нежностью к героям, брату и сестре, живущим в заброшенном калифорнийском городке. Авторский взгляд наполнен такой глубиной, что невозможно остаться равнодушным к этому месту и его обитателям.
«Операция "Одесса"» (2018)
Режиссер: Тиллер Расселл
Документальный хит Netflix, рассказывающий о трех гангстерах, попытавшихся обвести вокруг пальца ФБР, Пабло Эскобара и друг друга. Как и всегда в таких случаях, без русского следа не обошлось.
«На абордаж!» (2020)
Режиссер: Гийом Брак
Игровой фильм, снятый на основе предыдущих опытов режиссера в документалистике на этом же материале, подкупает своей сверхреалистичной фактурой. Незамысловатая история летних каникул трех друзей-раздолбаев оказывается очень точным портретом многих примет современной жизни.
Что смотреть художникам-постановщикам?
Рекомендует Аддис Гаджиев, художник и куратор программы «Художественная постановка»:
«Волшебник страны Оз» (1939)
Художник-постановщик: Уильям Хорнинг
Именно здесь цветное изображение впервые было применено как инструмент драматургического развития. Грязный, смердящий Канзас, и вдруг — сказка!
«Гаттака» (1997)
Художник-постановщик: Ян Рулфс
Картина будущего, созданная в конце XX века, воплощена архитектурными формами начала столетия. Уникальный образец ретрофутуризма в научной фантастике.
«Анна Каренина» (1967)
Художник-постановщик: Александр Борисов
Визуальная драматургия — самая точная из всех экранизаций «Анны Карениной». Тончайшая передача трепетности мечущийся женской натуры через архитектуру, природу, костюмы и пространство кадра, соответствующих эпохе и времени.
«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964)
Художник-постановщик: Борис Бланк
Декорационная тема «буф» отражает комедийность сюжета через скульптуры, образы пионеров и артефакты ушедшего времени. Образец модернистского искусства хрущевской оттепели, воплощенный на экране.
«Бегущий по лезвию» (1982)
Художник-постановщик: Лоуренс Дж. Полл
Художник на поле киберпанка или демонстрация облика будущего через жанровую стилистику. Задача художника в кино — создать убедительную иллюзию прошлого, настоящего или будущего, точно переносящую драматургию произведения на экран.
Что смотреть звукорежиссерам и саунд-дизайнерам?
Рекомендуют звукорежиссеры и преподаватели программы «Звукорежиссура и саунд-дизайн»:
Никита Ганькин:
«Дюнкерк» (2017)
Звукорежиссер: Ричард Кинг
На протяжении всего фильма практически беспрерывно звучит музыка Ханса Циммера. Обычно такой подход не оставляет пространства для интересных звуковых решений, но в случае «Дюнкерка» все иначе: здесь звук играет важнейшую роль в повествовании и часто музыка, продолжая звучать, уходит на второй план, уступая место звуковым эффектам.
Особо стоить отметить огромнейший динамический диапазон фильма, а именно сочетание звуков и их переходы между очень тихими и запредельно громкими.
В первой сцене удивительно точно создано ощущение пустоты и тишины покинутого города с аккуратными, выпуклыми и суперсубъективными синхронными шумами.
Внезапно это обволакивающее состояние прерывается оглушительно громкими выстрелами, заставляющими зрителя подпрыгнуть в кресле.
Ричард Кинг подошел к созданию звуковых эффектов с традиционными для него скрупулезностью и исторической достоверностью. Чего только стоит специально сконструированная реплика знаменитой устрашающей сирены на немецких пикирующих бомбардировщиках Ju-87!
Мастерское использование проработанных, эффектных и, если задуматься, в общем-то не очень реалистичных звуков (реальные выстрелы и самолеты звучат совсем не так красиво) рождает ощущение документального присутствия в пространстве повествования.
Евгений Гориянов:
«Сталкер» (1979)
Звукорежиссер: Владимир Шарун
Картина, безусловно являющаяся классикой мирового кинематографа, интересна и с точки зрения звукорежиссуры — интеллектуальной и поэтической.
Фильм снят в характерном для того периода формате моно, но, несмотря на технологические ограничения, связанные с пленочной перезаписью (сведением), звукорежиссеру Владимиру Шаруну и композитору Эдуарду Артемьеву удалось реализовать сложную музыкально-шумовую партитуру. Сейчас это называется саунд-дизайном.
Интересные тональные фоны и мистические атмосферные шумы, видоизмененные аналоговыми ревербераторами звуки рельсовых стыков незаметно вплетены в музыкальную ткань. Звуки капель, сопровождающие нас весь фильм, превращаются в «дождь радости» в момент кульминации.
В одной из своих лекций Тарковский сказал, что кино для него существует где-то между поэзией и музыкой. «Сталкер» в этом смысле является прекрасным примером поэзии звукорежиссуры.
Что смотреть композиторам?
Рекомендует Николай Скачков, композитор, саунд-дизайнер и куратор программы «Композитор в кино»:
«Блондинка» (2022) и «Монстр. История Джеффри Дамера» (2022)
Композиторы: Ник Кейв и Уоррен Эллис
Оба фильма блестяще сделаны композиторами с точки зрения выпуклости музыки и погружения в историю.
«Власть пса» (2021)
Композитор: Джонни Гринвуд
Звук здесь создает совершенно особенную атмосферу и определяет жанр.
«1899» (2022)
Композитор: Бен Фрост
Только вышедший проект Баран бо Одара, хорошо известного по сериалу «Тьма», над которым режиссер работал с тем же композитором — Беном Фростом. Это еще более яркая электронная история с точки зрения музыки. Блестящий сериал, очень рекомендую.
«Лунный рыцарь» (2022)
Композитор: Хешам Назих
Попытка Marvel зайти на восточный рынок. В сериале музыка проработана с точки зрения национальных элементов, поэтому египетский композитор Хешам Назих оказался в проекте не случайно. «Лунный рыцарь» рассчитан на широкую, а не локальную аудиторию, но продюсеры все же хотели достучаться до сердец восточных зрителей. Этому в какой-то мере помогает музыка.
Что смотреть режиссерам монтажа?
Рекомендует Дмитрий Ларионов, режиссер монтажа и куратор программы «Режиссура монтажа»:
«Терминатор 1» (1984) и «Терминатор 2» (1991)
Режиссеры монтажа: Марк Голдблатт, Конрад Бафф IV, Доди Дорн, Ричард А. Харрис
Примеры классического, аккуратного как по учебнику монтажа. В принципе, любой фильм Джеймса Кэмерона, от «Аватара» до «Титаника», это пример уверенного, приятного, прозрачного монтажа, который не раздражает, не отвлекает, не заигрывает со зрителем «фишечками». Спокойный и профессиональный рассказ истории. Каждый кадр точно дозирует количество зрительского внимания — ровно столько, сколько требуется.
«Отпуск по обмену» (2006)
Режиссер монтажа: Джо Хатшинг
В фильме также используется классический, «правильный» монтаж, но уже с приемами: пересечениями оси, переключениями осей в «петле», оммажем, двухбитными сценами. При этом монтаж остается незаметным, не мешает зрителю, не пытается отвлечь от истории и перетянуть внимание на себя.
«Отель "Гранд Будапешт"» (2014)
Режиссер монтажа: Барни Пиллинг
Любопытный пример монтажа с переменным ритмом, напоминающий движение в пробке: старт-стоп, старт-стоп, вместо привычного, классического ритма вдох-выдох. Едва набравший скорость повествования в одной сцене, темп тут же сбрасывается практически до нуля в следующей, чтобы затем снова разогнаться. То, что в любой другой картине смотрелось бы как ошибка, здесь выглядит органично и к месту, гармонично дополняя нарочито симметричный визуальный ряд фильма.
«Отступники» (2006)
Режиссер монтажа: Тельма Скунмейкер
Пример того, как маститые мэтры (и режиссер и монтажер), съевшие не одну собаку в классическом, комфортном монтаже, вдруг выдают колючий, обрывочный и даже злобный монтаж. Кричащий и раздражающий, с меняющимся ритмом и незаконченными кадрами.
«Отвязные каникулы» (2012)
Режиссер монтажа: Дуглас Крайс
Необычный, нарочито рваный, хулиганский монтаж, бросающийся в глаза. Полная противоположность кэмероновскому дозированному. В этом фильме интересно использование дистанционного монтажа. Это сложный, некомфортный прием, который редко удается применить так, чтобы он, с одной стороны, не потерялся и был замечен зрителем, а с другой — не раздражал и не отвлекал от истории. В «Отвязных каникулах» он удался.
Что смотреть 3D-художникам?
Рекомендует Дмитрий Онищенко, специалист по визуальным эффектам, куратор программы 3D Artist:
«История игрушек» (1995)
Художник по визуальным эффектам: Пит Доктер
Первый 3D-фильм, который дал жизнь профессии.
«Матрица» (1999)
Художник по визуальным эффектам: Джон Гаэта
В фильме использован эффект bullet time — старый художественный прием, практически полностью останавливающий время в кадре.
«Властелин колец: Две крепости» (2002)
Художник по визуальным эффектам: Майк Мораски
Здесь внимание стоит обратить на игру Энди Серкиса, захват движений которого оживлял персонажа с помощью технологии MOCAP.
«Король лев» (2019)
Художник по визуальным эффектам: Эллиот Ньюман
Это смелый визуальный эксперимент, где мы видим мир зверей, который выглядит абсолютно реальным (хотя и знаем, что это CGI-персонажи — они поют и говорят). Результат был достигнут за счет сочетания классической анимации и 3D-графики.
«Аватар» (2009)
Художник по визуальным эффектам: Марк Уилсон
Самый кассовый фильм в истории, где художникам по визуальным эффектам стоит обратить внимание на невероятную реалистичность CGI-мира и совокупность технологий (например, MOCAP лицевой мимики и «стереоэффект»).