Обзоры — 16 мая 2023, 13:07

Какие фильмы смотреть документалисту, оператору, звукорежиссеру и другим специалистам киноиндустрии. Обзор SRSLY

Что смотреть документалистам? 

Рекомендует Евгений Гиндилис, продюсер и куратор программы «Новый DOC»:

«Как мы играли в революцию» (2012)

Режиссер: Гедре Жицките
Иногда дорога к свободе находит неожиданные пути. История борьбы за независимость Литвы в конце 1980-х.

«Хроники ртути» (2019)
Режиссеры: Бен Гез, Саша Кулак 

Картина, пропитанная нежностью к героям, брату и сестре, живущим в заброшенном калифорнийском городке. Авторский взгляд наполнен такой глубиной, что невозможно остаться равнодушным к этому месту и его обитателям.


«Операция "Одесса"» (2018)

Режиссер: Тиллер Расселл 

Документальный хит Netflix, рассказывающий о трех гангстерах, попытавшихся обвести вокруг пальца ФБР, Пабло Эскобара и друг друга. Как и всегда в таких случаях, без русского следа не обошлось.

«На абордаж!» (2020)
Режиссер: Гийом Брак  

Игровой фильм, снятый на основе предыдущих опытов режиссера в документалистике на этом же материале, подкупает своей сверхреалистичной фактурой. Незамысловатая история летних каникул трех друзей-раздолбаев оказывается очень точным портретом многих примет современной жизни.


Что смотреть художникам-постановщикам? 

Рекомендует Аддис Гаджиев, художник и куратор программы «Художественная постановка»:  

«Волшебник страны Оз» (1939) 

Художник-постановщик: Уильям Хорнинг

Именно здесь цветное изображение впервые было применено как инструмент драматургического развития. Грязный, смердящий Канзас, и вдруг — сказка! 


«Гаттака» (1997)

Художник-постановщик: Ян Рулфс

Картина будущего, созданная в конце XX века, воплощена архитектурными формами начала столетия. Уникальный образец ретрофутуризма в научной фантастике. 

«Анна Каренина» (1967)

Художник-постановщик: Александр Борисов

Визуальная драматургия — самая точная из всех экранизаций «Анны Карениной». Тончайшая передача трепетности мечущийся женской натуры через архитектуру, природу, костюмы и пространство кадра, соответствующих эпохе и времени. 


«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964)

Художник-постановщик: Борис Бланк

Декорационная тема «буф» отражает комедийность сюжета через скульптуры, образы пионеров и артефакты ушедшего времени. Образец модернистского искусства хрущевской оттепели, воплощенный на экране.


«Бегущий по лезвию» (1982)

Художник-постановщик: Лоуренс Дж. Полл

Художник на поле киберпанка или демонстрация облика будущего через жанровую стилистику. Задача художника в кино — создать убедительную иллюзию прошлого, настоящего или будущего, точно переносящую драматургию произведения на экран. 


Что смотреть звукорежиссерам и саунд-дизайнерам? 

Рекомендуют звукорежиссеры и преподаватели программы «Звукорежиссура и саунд-дизайн»:

Никита Ганькин: 

«Дюнкерк» (2017)

Звукорежиссер: Ричард Кинг
На протяжении всего фильма практически беспрерывно звучит музыка Ханса Циммера. Обычно такой подход не оставляет пространства для интересных звуковых решений, но в случае «Дюнкерка» все иначе: здесь звук играет важнейшую роль в повествовании и часто музыка, продолжая звучать, уходит на второй план, уступая место звуковым эффектам. 

Особо стоить отметить огромнейший динамический диапазон фильма, а именно сочетание звуков и их переходы между очень тихими и запредельно громкими.

В первой сцене удивительно точно создано ощущение пустоты и тишины покинутого города с аккуратными, выпуклыми и суперсубъективными синхронными шумами. 

Внезапно это обволакивающее состояние прерывается оглушительно громкими выстрелами, заставляющими зрителя подпрыгнуть в кресле.

Ричард Кинг подошел к созданию звуковых эффектов с традиционными для него скрупулезностью и исторической достоверностью. Чего только стоит специально сконструированная реплика знаменитой устрашающей сирены на немецких пикирующих бомбардировщиках Ju-87!

Мастерское использование проработанных, эффектных и, если задуматься, в общем-то не очень реалистичных звуков (реальные выстрелы и самолеты звучат совсем не так красиво) рождает ощущение документального присутствия в пространстве повествования.


Евгений Гориянов:

«Сталкер» (1979)
Звукорежиссер: Владимир Шарун

Картина, безусловно являющаяся классикой мирового кинематографа, интересна и с точки зрения звукорежиссуры — интеллектуальной и поэтической. 

Фильм снят в характерном для того периода формате моно, но, несмотря на технологические ограничения, связанные с пленочной перезаписью (сведением), звукорежиссеру Владимиру Шаруну и композитору Эдуарду Артемьеву удалось реализовать сложную музыкально-шумовую партитуру. Сейчас это называется саунд-дизайном. 

Интересные тональные фоны и мистические атмосферные шумы, видоизмененные аналоговыми ревербераторами звуки рельсовых стыков незаметно вплетены в музыкальную ткань. Звуки капель, сопровождающие нас весь фильм, превращаются в «дождь радости» в момент кульминации. 

В одной из своих лекций Тарковский сказал, что кино для него существует где-то между поэзией и музыкой. «Сталкер» в этом смысле является прекрасным примером поэзии звукорежиссуры.


Что смотреть композиторам? 

Рекомендует Николай Скачков, композитор, саунд-дизайнер и куратор программы «Композитор в кино»:

«Блондинка» (2022) и «Монстр. История Джеффри Дамера» (2022) 

Композиторы: Ник Кейв и Уоррен Эллис 

Оба фильма блестяще сделаны композиторами с точки зрения выпуклости музыки и погружения в историю.



«Власть пса» (2021) 

Композитор: Джонни Гринвуд 

Звук здесь создает совершенно особенную атмосферу и определяет жанр.


«1899» (2022) 

Композитор: Бен Фрост 

Только вышедший проект Баран бо Одара, хорошо известного по сериалу «Тьма», над которым режиссер работал с тем же композитором — Беном Фростом. Это еще более яркая электронная история с точки зрения музыки. Блестящий сериал, очень рекомендую.


«Лунный рыцарь» (2022) 

Композитор: Хешам Назих

Попытка Marvel зайти на восточный рынок. В сериале музыка проработана с точки зрения национальных элементов, поэтому египетский композитор Хешам Назих оказался в проекте не случайно. «Лунный рыцарь» рассчитан на широкую, а не локальную аудиторию, но продюсеры все же хотели достучаться до сердец восточных зрителей. Этому в какой-то мере помогает музыка. 


Что смотреть режиссерам монтажа? 

Рекомендует Дмитрий Ларионов, режиссер монтажа и куратор программы «Режиссура монтажа»:

«Терминатор 1» (1984) и «Терминатор 2» (1991) 

Режиссеры монтажа: Марк Голдблатт, Конрад Бафф IV, Доди Дорн, Ричард А. Харрис

Примеры классического, аккуратного как по учебнику монтажа. В принципе, любой фильм Джеймса Кэмерона, от «Аватара» до «Титаника», это пример уверенного, приятного, прозрачного монтажа, который не раздражает, не отвлекает, не заигрывает со зрителем «фишечками». Спокойный и профессиональный рассказ истории. Каждый кадр точно дозирует количество зрительского внимания — ровно столько, сколько требуется. 


«Отпуск по обмену» (2006) 

Режиссер монтажа: Джо Хатшинг 

В фильме также используется классический, «правильный» монтаж, но уже с приемами: пересечениями оси, переключениями осей в «петле», оммажем, двухбитными сценами. При этом монтаж остается незаметным, не мешает зрителю, не пытается отвлечь от истории и перетянуть внимание на себя. 


«Отель "Гранд Будапешт"» (2014) 

Режиссер монтажа: Барни Пиллинг

Любопытный пример монтажа с переменным ритмом, напоминающий движение в пробке: старт-стоп, старт-стоп, вместо привычного, классического ритма вдох-выдох. Едва набравший скорость повествования в одной сцене, темп тут же сбрасывается практически до нуля в следующей, чтобы затем снова разогнаться. То, что в любой другой картине смотрелось бы как ошибка, здесь выглядит органично и к месту, гармонично дополняя нарочито симметричный визуальный ряд фильма.


«Отступники» (2006) 

Режиссер монтажа: Тельма Скунмейкер

Пример того, как маститые мэтры (и режиссер и монтажер), съевшие не одну собаку в классическом, комфортном монтаже, вдруг выдают колючий, обрывочный и даже злобный монтаж. Кричащий и раздражающий, с меняющимся ритмом и незаконченными кадрами. 


«Отвязные каникулы» (2012) 

Режиссер монтажа: Дуглас Крайс 

Необычный, нарочито рваный, хулиганский монтаж, бросающийся в глаза. Полная противоположность кэмероновскому дозированному. В этом фильме интересно использование дистанционного монтажа. Это сложный, некомфортный прием, который редко удается применить так, чтобы он, с одной стороны, не потерялся и был замечен зрителем, а с другой — не раздражал и не отвлекал от истории. В «Отвязных каникулах» он удался.


Что смотреть 3D-художникам? 

Рекомендует Дмитрий Онищенко, специалист по визуальным эффектам, куратор программы 3D Artist:

«История игрушек» (1995)

Художник по визуальным эффектам: Пит Доктер

Первый 3D-фильм, который дал жизнь профессии. 


«Матрица» (1999)

Художник по визуальным эффектам: Джон Гаэта

В фильме использован эффект bullet time — старый художественный прием, практически полностью останавливающий время в кадре. 


«Властелин колец: Две крепости» (2002) 

Художник по визуальным эффектам: Майк Мораски

Здесь внимание стоит обратить на игру Энди Серкиса, захват движений которого оживлял персонажа с помощью технологии MOCAP. 


«Король лев» (2019) 

Художник по визуальным эффектам: Эллиот Ньюман 

Это смелый визуальный эксперимент, где мы видим мир зверей, который выглядит абсолютно реальным (хотя и знаем, что это CGI-персонажи — они поют и говорят). Результат был достигнут за счет сочетания классической анимации и 3D-графики.  


«Аватар» (2009) 

Художник по визуальным эффектам: Марк Уилсон 

Самый кассовый фильм в истории, где художникам по визуальным эффектам стоит обратить внимание на невероятную реалистичность CGI-мира и совокупность технологий (например, MOCAP лицевой мимики и «стереоэффект»). 


Фото: кадр из фильма «Отель "Гранд Будапешт"»
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова