На днях выходит сериал «Надежда». Почему вы решили сыграть Надежду? Чем она была вам близка?
Мне очень нравится, как звучит ваш вопрос. Почему я решила сыграть Надежду? Потому что надежда умирает последней; когда надежда остается — это лучшее, что может быть; главное — никогда не терять надежду. Если говорить конкретно о проекте, то мне нравится, как продюсеры позиционируют историю. А что касается моего выбора как актрисы, то, во-первых, здорово, что в принципе есть такой материал. Все составляющие для интересного актерского существования были в сценарии изначально. Я с интересом его прочла как отдельное произведение. Во-вторых, обычно экшен-героини достаточно юные. А тут она соответствует моему возрасту и мне не надо придумывать и говорить, что пусть моей героине 23, а мне 43, но все нормально, я сыграю. Наконец, персонаж действует, у него есть характер, ему есть что скрывать. Он думающий, переживающий.
Образ, который вы с режиссером Еленой Хазановой придумывали, на съемках как-то дополнялся или вы шли точно по сценарию?
Сценарий — это же отправная точка. Дальше — поле для фантазии режиссера и актера. Другое дело, что без хорошего сценария сложно отправляться. Чем он лучше, тем лучше работает фантазия. Многое привнесла я, многое было придумано Леной. Мы с ней уже давно знакомы, поэтому друг друга хорошо понимаем. Ей нравится меня снимать, а это, кстати, для актрисы очень важно.
Вдохновлялись ли вы другими героинями? Образами Анн Парийо из «Никиты» Люка Бессона или Шэрон Стоун из «Основного инстинкта»?
Мы постоянно чем-то вдохновляемся и в жизни и в актерской профессии. В случае с «Надеждой» мы с Леной, конечно, обсуждали «Никиту», но не использовали образ оттуда как прямой референс. Да, там тоже у главной героини двойная жизнь, в этом есть сходство, но прелесть нашего сценария в том, что он оригинальный. «Надежда» — это не калька с иностранного сериала, а вещь, написанная по мотивам нашей реальности. Леной, оператором и художником, безусловно придуман свой мир, местами реалистичный, местами нет. К примеру, идя по парку, вы вряд ли не встретите ни одного человека, но в нашем кино подобное возможно.
У вас заставка и в сериале сделана в стилистике комикса, поэтому я думаю, что само по себе такое осмысление реальности и имеет место.
Конечно, вы все верно подметили.
А сильных героинь играть легче, чем слабых?
Действующих героинь играть интереснее, чем героинь принимающих. И да, правильно, наверное, употребить все-таки слово «легче», ведь когда герой совершает поступки, то и его характер раскрывается через них. Но и слабый человек может действовать, и такого персонажа тоже интересно играть. Тут мы снова в диалоге возвращаемся к хорошо написанному сценарию, все зависит от него.
А вы жалеете, что когда-то отказывались от каких-то ролей?
Скорее нет, чем да. Пожалуй, была только одна такая работа. Но я пожалела даже не о том, что не снялась в этой картине, а все же о том, что не поработала вновь с этим режиссером.
А можете поделиться, что это был за режиссер?
Я бы не хотела называть его. Всегда очень обидно получать отказ и актеру, когда не утвердили по той или иной причине на роль, и, как я понимаю, режиссеру, когда человек, на которого он рассчитывал, вынужден отклонить предложение. Хороших артистов достаточно, но тех, кого режиссер видит в определенной роли, не так много, поэтому тут действительно очень тонкий момент. У меня не так много было отказов в карьере. То ли роли точно предлагали, то ли причина в том, что я обычно работаю с режиссерами, которых хорошо знаю. Даже если мне не очень нравится материал, бывает, что я доверяюсь режиссеру, который видит в нем меня.
А если пойдем от обратного, задумывались ли вы когда-то о том, что лучше бы какой-то картины не было в вашей фильмографии?
Да, такое бывало. Когда я читаю сценарий, то всегда понимаю, стоит играть роль или нет. Результат или успех предсказать сложно, но можно спрогнозировать, получишь ли удовольствие от работы над ролью и будет ли интересно существовать в ней. Раньше часто приходилось соглашаться на роль просто потому, что тебе нужно работать. Конечно, идеальная ситуация для актера — когда утверждают на роль в фильме по хорошему сценарию, но бывают ситуации неидеальные.
Когда вы играли в «Мифах» Александра Молочникова, вы понимали, что играете в плохом фильме? Или как актриса все равно получали от роли удовольствие?
Это сложный вопрос — плохой фильм или хороший. Я понимала, что в сценарии были задатки очень интересной формы и мира. Сценарий — это как математическая формула. Роль, которая мне досталась, совсем маленькая, камео. Команда была прекрасной, атмосфера на площадке тоже, молодой бойкий режиссер-дебютант. Я согласилась участвовать, ориентируясь именно на все эти хорошие вещи. Но кино, это не «формула», а магия. Бывает, что она не случается.
Насколько вам обычно важно найти точку соприкосновения со своей героиней? Или, может, наоборот, вам нравится играть в противовес своему характеру?
Мне нравится максимально уйти от себя, надеть маску и стать другим человеком. Но чаще всего режиссер хочет, чтобы ты, наоборот, оставался самим собой. И ты пытаешься в этом режиме «сам с собой» найти какие-то новые для себя углы. В прошлом году я снималась в многосерийном фильме «Вертинский» Авдотьи Смирновой. Когда он выйдет, я не знаю, но думаю, что осенью или зимой. Сначала у нас был долгий период, когда Авдотья решала, каких артистов взять. Проходили читки, пробы грима. И когда Дуня предложила мне роль, я дико испугалась! Ведь речь идет, чтобы вы понимали, о Марлен Дитрих. Я сразу стала говорить Дуне: «Ну ты что, посмотри на меня, с какой я стороны Марлен Дитрих?» А в итоге это была одна из самых интересных работ с потрясающим режиссером, который бесконечно любит артистов и понимает, как применить их способности и талант таким образом, чтобы раскрыть с неожиданного ракурса. Когда актера видят, понимают его возможности и перспективы — это огромная удача.
Это же тот самый сериал, где Леша Филимонов играет главную роль — Вертинского?
Да, именно тот. И играет ее Леша божественно.
Что для вас зона комфорта на съемках?
Безусловно, зона комфорта — это когда у меня есть возможность между дублями банально оставаться в одиночестве. Хочу ли я из нее выходить? Конечно, нет, поскольку она дает мне возможность собраться, правильно распорядиться своей энергией и так далее. А ее, как ни странно, с каждым годом становится все меньше. И, оставаясь в одиночестве между дублями, я могу тратить как можно больше энергии в кадре. К сожалению, об этой зоне комфорта очень часто забывают на съемочной площадке, поскольку у нас нет школы поведения для всей группы. Но я не собираюсь отказываться от «режима сохранения энергии», потому что он работает на благо роли. Как говорил один из моих любимых режиссеров, Валерий Петрович Тодоровский, своей группе: «Мы все здесь для того, чтобы вот именно эти артисты вышли на съемочную площадку и сыграли так, как никто никогда не играл. И мы должны создать для этого все условия». Что касается актерской зоны комфорта в кадре, то выходить из нее, конечно, необходимо. Можно миленько из картины в картину играть одно и то же и быть востребованным. Но если я выхожу из зоны комфорта, то развиваюсь. А развиваться я хочу до конца жизни.
У какого зарубежного режиссера гипотетически вы хотели бы сняться?
Да кто же его знает, у кого бы я хотела. Вариантов очень много. Конечно, если говорить о выходе из зоны комфорта, то сразу приходит на ум Ларс фон Триер, потому что это тот режиссер, который наверняка тебя из нее выведет. Но, вообще, я могу перечислить много зарубежных и русских режиссеров, с кем еще не работала, но хотела бы. Можно сейчас забросить в космос , что я бы хотела сниматься у Альмодовара, у Нолана, Звягинцева или Соррентино! А вдруг сработает.
Вы верите в роль мечты?
Нет. Давайте я все сделаю, чтобы кто-то снял меня в роли Анны Карениной? Нет, важно, чтобы именно режиссер увидел актрису в той или иной роли и предложил сыграть — вот это идеальная ситуация, о котором можно мечтать.
Вы когда-то влюблялись в фильмы?
Часто бывает, что я вижу актерское существование, которое меня завораживает, и хочу его повторить, даже не отдавая себе отчета в том, как именно оно складывается. Конечно, обладая опытом и техникой, ты понимаешь, как сделать лучше или хуже, но, когда происходит магия, это застает врасплох. Есть актеры и актрисы, за которыми мне интереснее наблюдать, чем за другими. Вот я посмотрела «Однажды в Голливуде…» не так давно. Меня восхитило, как работают Брэд Питт и Леонардо ДиКаприо. Помимо того, что это прекрасное кино, мне хотелось пересматривать и пересматривать, чтобы снова и снова видеть то, как артисты существуют в кадре. Недавно я посмотрела «Фею» Ани Меликян. Восхищает, когда режиссер делает то, что он хочет, никуда не торопится и отвечает на те вопросы, которые меня беспокоят на сегодняшний день, — смысл жизни, боль, страхи. Несмотря на то, что мы сейчас говорим о кардинально разных фильмах, я имею в виду один посыл — магию никто не отменял. Кино строится на множестве технических вещей, выверенном сценарии, точном подборе актеров, раскадровке, но, когда ты приходишь на площадку, магия либо случается, либо нет.
Один из ваших следующих фильмов как раз снят Анной Меликян — картина «Трое» с Константином Хабенским и Юлией Пересильд. Можете немного подробнее о нем рассказать читателям? Это тоже, как и «Фея», магическая и личная история?
Я не видела еще этот фильм, поэтому пока не могу поделиться своими впечатлениями. Но, продолжая тему «Феи», скажу, что для меня это невероятно глубокое и наполненное кино. Аня сняла очень личный фильм. Ее там много. Возможно, настолько личный фильм будет один за всю карьеру. Что касается фильма «Трое», то, как говорит сама Аня, это единственная картина в ее истории, придуманная и снятая за столь маленькие сроки — обычно уходит несколько лет на сценарий и подготовку к съемкам. А тут Аня очень быстро написала. И мы сразу начали его снимать. В этой картине мы видим всего трех персонажей: он, она и еще раз она. Ни одного другого лица на протяжении двух часов! В фильме наши персонажи разговаривают с другими героями, но мы их не видим — они всегда остаются за кадром. Когда мы вышли на съемочную площадку, я поняла, что твоя работа в кадре никем не будет монтажно перебиваться. Ты всегда отвечаешь за сцену. Это сложно и интересно. Аня — тонкий режиссер, у нее на площадке особая атмосфера. Мы дружим уже больше пятнадцати лет, но это первая картина Меликян, в которой я снимаюсь. Помню, в шутку говорила Ане: «Я тебе не нравлюсь?» А она абсолютно серьезно ответила: «Вик, ну это же должна быть роль, которая именно твоя».
Продолжая тему женщин-режиссеров в кино. Сейчас требуют на фестивалях и на премиях, чтобы женщин-режиссеров было в конкурсе столько же, сколько мужчин, чтобы женщин-номинанток было столько же, сколько мужчин. Что вы думаете по этому поводу?
Нет женщин-режиссеров или мужчин-режиссеров, на мой взгляд. Есть режиссеры, а есть их отсутствие. Мне кажется, что как раз все женщины-режиссеры должны обидеться на правила, о которых вы говорите и сказать: «Какая разница, женщина-режиссер или мужчина-режиссер!» Номинировать по половому признаку неправильно. Да, я могу сказать, что мужских ролей больше, чем женских. Было. Сейчас женских ролей становится больше. Феминистское движение ли этому поспособствовало? Наверное, в какой-то степени да. Подобные движения, вероятно, увеличивают мои шансы на получение хороший ролей, но и мир меняется. Женщины перестают быть только милыми красотками, которых любят или не любят, за которых воюют или не воюют, а сами становятся действующими героинями. И все эти изменения, безусловно, переходят в кино.
Да, поскольку долгие годы в Голливуде, к примеру, был такой стереотип из кино 50-х годов, что женщина — это кокетка с сигаретой в руках, которую несет с собой в охапку условный Хамфри Богарт.
Но и это тоже неплохо. И это тоже интересно. Девушка Джеймса Бонда — это тоже классно. Да, она некое приложение к главному герою, но если посмотреть ретроспективу бондианы, то и женские персонажи сильно поменялись.
Но в то же время, я думаю, никакая актриса не откажется сыграть девушку Бонда.
Абсолютно да.
Что бы вам хотелось изменить в российской киноиндустрии?
То, о чем я уже сказала, — отсутствие школы поведения на съемочной площадке и четкой иерархии. На самом деле, в кинопроизводстве иерархия безумно важна. У нас нет школ вторых режиссеров, ассистентов и так далее. А первое, чему тебя учат, когда начинаешь брать курсы за рубежом, — это этика поведения на съемочной площадке. Эти знания нужны всем, в том числе артистам. А если говорить о глобальных изменениях, то я бы ужасно не хотела, чтобы авторское кино заглохло в нашей стране. Мы можем бесконечно дискутировать, нужно оно или нет. Но, бесспорно, авторское кино развивает в том числе и индустрию и режиссеров.
И киноязык.
Да, поиск киноязыка возможен только в авторском кино. А коммерческое кино, к которому я отношусь с огромным уважением, этими наработками пользуется.
Да, а затем они в основном тиражируются, часто в худшем варианте, уже в мейнстриме.
Бывает, что и в лучшем, если речь о режиссерах, которые пришли в большое кино из авторского со своими приемами.
Netflix смотрите?
Конечно. Я, правда, мало посмотрела за время самоизоляции, и это были не проекты Netflx. Закончила «Неортодоксальную», начала смотреть «Миссис Америку». Скажу, что Netflix вообще для меня суперплощадка в том смысле, что можно смотреть на языке оригинала. Недавно посмотрела «Голливуд», «Американскую историю преступлений: Убийство Джанни Версаче». Если возникают сложности с пониманием, включаю русские субтитры. Вообще, возможность смотреть все и самому выбирать не может не восхищать.
Да, это не прайм-тайм с двумя каналами.
Как-то так получилось, что телевизор уже давно ушел из моей жизни.
А сериалы с коллегами потом уже смотрите в Сети?
Да, с удовольствием что-то смотрю, но уже на платформах.
Небольшой блиц под финал. Недавно прочитанная книга, которая произвела сильное впечатление?
«Маленькая жизнь» произвела на меня сильное впечатление. Тяжелая книга. Сейчас перечитываю «Мастера и Маргариту», давно к ней не возвращалась. А тут на самоизоляции появился такой проект — «Сказки на дому», где можно читать любимые книги в прямом эфире для всех желающих. Мне так понравилась идея! Я выбрала «Урфина Джюса и деревянных солдат», которого читала дочери. А потом подумала, что можно почитать что-то хорошее и для взрослых. И так получилось, что было много запросов именно на «Мастера и Маргариту». Я ее достала и получаю невероятное удовольствие от чтения вслух и того, что люди слушают и благодарят.
Любимые места, бары, рестораны в мире?
У меня есть одно любимое очень туристическое место, но при этом и очень французское. Я обязательно там завтракаю каждый раз, прилетая в Париж. Это кафе «Анжелина». Там делают лучший горячий шоколад в Париже.
Париж — ваш любимый город?
Это первый город в Европе, который я посетила, когда была совсем юной. И он точно один из любимых.
А если мы выберем три города?
То еще Флоренция и Лондон, наверное.
Финальный вопрос. Как вы относитесь к блогерам? Можно прямо грубо.
Всюду — жизнь, наверное. Сейчас, в «новой реальности», мы все блогеры. Но лучше бы, чтобы каждая тема, которая поднимается в блогах, была бы продумана до того, как человек о ней заговорит. Теперь мы все знаем, как можно нечаянно задеть страшно болезненные точки, обидеть, навредить.
Это очень важно и в отношении кино тоже, мне кажется. Ведь, когда выходят ролики BadComedian, который ругает Андрея Звягинцева, это просто как Слон и Моська...
Слушайте, сейчас каждый может открыть инстаграм и о чем угодно рассказывать. Субъективно ли это? Да. Но мы все субъективны. Если у тебя большое количество подписчиков и ты становишься этим самым лидером мнений, тоже модное слово сейчас, и, ни хрена не понимая в кино, рассказываешь про кино — наверное, и так можно. Здесь-то точно свобода слова! Но мне кажется, некая ответственность за высказывания должна существовать.