https://srsly.ru/person/show/21050/Для начала мы расспросили обо всем Абылайхана Камаладина — основателя агентства Qamalladin Media, работающего с блогерами. Абылайхан рассказал, что число пользователей соцсетей в Казахстане находится в пределах от 8 до 12 млн человек, и львиная доля из них смотрит контент на казахском языке, причем тренд на такой контент растет с каждым годом. При этом жители мегаполисов предпочитают все же русскоязычных блогеров. Некоторые тиктокеры делают к своим роликам субтитры на английском, чтобы их творчество было понятно западной аудитории, но это явление пока не приобрело массовый характер.
«Юмор всегда был нишей, востребованной в последние несколько лет. Техноблогеры только начинают проявлять активность, но больших охватов не набирают. Семейный контент сейчас на пике из-за больших розыгрышей (гивов с целью привлечения подписчиков — Прим. SRSLY) и насыщенности контента в целом. Бьюти-контент не растет и не пользуется особым спросом, он даже смешался с семейным контентом, так что женские товары в основном интегрируют через "мамочек"», — поведал медиаменеджер об основных направлениях деятельности блогеров.
Bip House — первый в Казахстане тикток-хаус, открывшийся в 2020 году и всего за сутки собравший более 100 тысяч подписчиков. В марте 2021 года Bip House получил премию Nickelodeon Kids' Choice Awards в номинации «Любимый дом блогеров российских зрителей», обойдя Dream Team House, XO Team и Super House. Генеральный продюсер хауса — Бексултан Казыбек из команды Jokeasses (о них чуть позже). Он ранее рассказывал, что на содержание проекта уходит от 2,5 до 5 миллионов тенге (то есть от 6 до 12 тысяч долларов) в месяц. Мы попросили его рассказать о том, как устроен Bip House и что отличает этот проект от аналогов в Казахстане и в мире.
«Мы как раз своим примером доказываем, что можно быть популярными без скандалов и интриг, чисто за счет контента, причем kids-friendly контента — без пошлости, без треша. Правильный, вкусный контент. Мы позиционируем себя как хаус, чей контент может потреблять любой зритель, и он каждому будет в достаточной мере интересен, — пояснил продюсер. — Основная фишка Bip House — мы мастера в челленджах и играх, которые можно повторить дома вместе с друзьями. Пожалуй, мы лучшие в мире в плане съемок именно такого контента: игрового, конкурсного, понятного любому зрителю. И стараемся не забывать свои корни, то что мы из Казахстана, поэтому снимаем контент, связанный с нашей страной».
Bip House успешно пережил уход своего основателя и лидера Таира Калиева (он же Таир Ка’Ли) и движется навстречу новым свершениям.
«Роль лидера распределилась на каждого из ребят, каждый из них отвечает за определенные задачи, и вместе они достигают какого-то результата. В этом есть большая заслуга всей продюсерской команды, которая работает с ними. Так что обязанности Таира легли на других резидентов, и теперь мы берем новых ребят и планируем брать еще», — прокомментировал Бексултан.
Bip расшифровывается как Bangers in Pyjamas, и на май 2022 года за жизнью участников хауса в тиктоке следят 23,9 млн преданных фанатов. Несмотря на пижамы в названии, тиктокеры могут носить все, что им заблагорассудится.
«Как такового дресс-кода у нас нет, ребята одеваются как им комфортно, в то, что они считают стильным. Это касается и причесок, они сами вольны решать какого цвета у них будут волосы в тот или иной момент их жизни», — заверил нас Бексултан Казыбек.
При этом продюсеры требуют, чтобы тиктокеры не забывали уделять время учебе.
«Да, мы требуем от ребят не забивать на учебу. При этом не все из них сейчас получают образование, у некоторых академический отпуск. А остальные в большинстве своем учатся творческим специальностям, которые им потом могут пригодиться в этой работе. Например, Диас учится на эстрадно-вокальном. Тем, кто изучает менеджмент, это тоже может понадобиться, ведь они не до конца жизни будут тиктокерами — кто-то потом станет продюсером, режиссером или актером. Знания в любом случае полезны», — объяснил Бексултан.
Всего через Bip House прошло порядка пятнадцати участников. В текущем составе особого внимания заслуживает Аида Mona Курмангалиева — бывшая солистка q-pop-группы Crystalz, обладающая чарующим голосом и завораживающей пластикой. Фаны шипперят Мону с другим участником хауса, Рахатом Масакбаем, но тиктокеры утверждают, что просто дышат одним воздухом и снимают совместные видео. Да и вообще: отношения на проекте запрещены.
«Мы в самом деле не разрешаем ребятам встречаться, так как это может повлиять на работу, им самим это может сыграть во вред. Но в целом в этом вопросе мы стараемся с ними договариваться, общаться, быть с ребятами на одной волне. Бывают исключительные случаи, но и тогда мы находим какой-то общий компромисс», — рассказывает продюсер.
Еще одна яркая звезда Bip House — Луна Гизатуллаева, девочка с разноцветными волосами, мультяшной внешностью и интересным чувством юмора. На нее подписано почти 5,5 млн человек.
О другом примечательном объединении казахстанских тиктокеров, YOLO House, нам не так давно рассказывали его главные звезды. YOLO расшифровывается как You Only Live Once. Эти слова отлично отражают modus operandi участников проекта. До декабря 2021-го YOLO House носил титул самого популярного тикток-хауса в мире, но затем уступил его российскому XO Team. В начале марта 2022 года из YOLO ушла Алина Ким (она же Хома) — самая популярная блогерша в СНГ. Но не надо думать, что у YOLO дела идут плохо: у них 25,1 млн подписчиков и еще немало козырей в рукаве.
Возьмем хотя бы Рената Rendi Popping Исираилова — он с трех лет занимается танцами, до прихода на проект работал хореографом-постановщиком и участвовал в шоу талантов. Визитная карточка Ренди — нелепые походки, которые привели бы в восторг «Монти Пайтон». У Адалят Бакиевой, известной как Аделя, талант к сторителлингу — она может на нескольких языках рассказывать короткие и увлекательные истории, а Томирис разбирается в видеоиграх и мемах и занимается косплеем.
За пределами тикток-хаусов тоже есть на кого посмотреть. Для начала напомним, что Кристина Ким (она же Kika Kim) из XO Team и «королева кринжа» Дарья Перова (Даша Дошик) — уроженки Казахстана. Обе немало времени проводят в Алматы и снимают в этом городе контент. Кика не так давно записала влог о возвращении в родные края и встрече с подругами, а Даша сняла с казахстанским рэпером и вайнером Женисом Омаровым, известным как Zheka Fatbelly, ролик о том, чем они будут заниматься, если тиктока однажды не станет.
Близняшки Томирис и Наргис Канатовы вместе ведут канал Kagiris Twins. Контент у девушек достаточно стандартный для тиктока — липсинки, танцы и взаимодействие с вопросами на экране, — но они делают все вдвоем, и это помогло набрать 6,7 млн подписчиков. В Казахстане достаточно консервативная аудитория, так что на родине Наргис и Томирис критиковали за откровенные наряды и выбор треков с провокационным текстом, а вот подписчикам из США такого рода ролики пришлись по душе.
История Абдикадыра Наурызбека — готовый сценарий для воодушевляющего фильма о миллионере из трущоб. Обычный девятиклассник из далекого аула во время пандемии решил грамотно распорядиться появившимся свободным временем и стал чабаном (то есть пастухом). Скот, который пас молодой человек, принадлежал его дедушке. Именно дедушка натолкнул его на мысль стать тиктокером — он показал Абдикадыру ролики других юных казахов и сказал, что тот тоже мог бы иметь много подписчиков. Дедушка подарил юноше новый телефон, и тот стал снимать сюжеты о жизни чабана и выкладывать их на канале Avdi Senpai (Avdi — сокращенная форма имени тиктокера, а senpai в переводе с японского значит «старший товарищ». — Прим. SRSLY). Теперь у Абдикадыра 2,2 млн подписчиков, а среди его контента преобладают обычные pov’ы и скетчи. Впрочем, он по-прежнему достаточно часто снимает ролики с животными — попугаями, котиками или даже лошадьми.
Абылайхан Камаладин уточнил, что инфлюенсеры из аула, достигшие значительного успеха — это редкость. «Основная часть блогеров в Казахстане (примерно 90%) — это блогеры из мегаполисов. Ребята из регионов более закомплексованные в сети, поэтому большая часть из них заняли нишу по пабликам, новостные и юмористические страницы из моно и крупных городов», — раскрыл положение дел Камаладин.
Эльдана FourEyes Сатыбалдиева родилась в Кыргызстане, но в 2018 году переехала в Алматы, где стала снимать ролики с ныне распавшейся командой вайнеров Yuframe. Эльдана признавалась, что начала делать юмористические ролики, чтобы справиться с социофобией и комплексами. Даже ник FourEyes — это самоирония, ведь девушка носит очки, и в детстве ее порой называли «четырехглазой». Эльдана не только борется с собственными проблемами, но и помогает сверстникам навести порядок в голове. Она периодически читает секспросвет-лекции, говорит с подростками о самоидентификации и осознанности. В 2019 году Эльдана снялась в клипе «Токалочка», осуждающем распространенную в странах Средней Азии практику полуофициального многоженства.
Казахстанский пауэрлифтер и стронгмен Сергей Цырульников ведет нетипичный тикток. На его канале нет песен и плясок — только видео о том, как суровый бородач разрывает стальные наручники, разгибает подковы и руками забивает гвозди. Иногда он выкладывает челленджи, но тоже специфические — например, предлагает подписчикам двадцать раз отжать от груди штангу весом в 150 кило (такие вещи следует делать только под наблюдением готового подстраховать профессионала. — Прим. SRSLY). За подвигами чудо-батыра следят 3,6 млн человек.
Разговор о казахстанских ютьюб-проектах следует начинать с вышеупомянутой команды Jokeasses — экс-КВНщиков, которые в начале прошлого десятилетия переквалифицировались в вайнеров. Сперва они снимали на телефоны короткие скетчи и выкладывали их в инстаграм, но по мере развития проекта стали осваивать более крупные форматы, для которых лучше подходит ютьюб. Там Jokeasses публиковали пародии на популярные фильмы и видеоигры (например, «Если бы "Гарри Поттер" был снят в Казахстане»), ролики о «типичных казахах», пранки и музыкальные клипы. Поклонники с любовью называли их «халяль-вайнерами», поскольку Jokeasses не рекламировали (и сами не употребляли) алкоголь или табачную продукцию, практически не допускали в своих видео нецензурной лексики или намеков на пошлость.
«Думаю, мы особо много потеряли на том, что не рекламировали букмекерские конторы в период хайпа нашего трека "ЗЫН ЗЫН". Было очень много обращений разного формата. Мы упустили много денег, но эта прибыль потом пришла к нам от других проектов, так что я не считаю, что это было какое-то упущение. Верю, что природа не терпит пустоты», — объяснил такую позицию Бексултан Казыбек.
«Стоимость размещения у блогера зависит от продукта, от клиента и от подачи информации. Во-первых, у нас отдельные расценки для малого и среднего бизнеса из Казахстана, так как мы пытаемся поддерживать отечественных производителей. Для них цены ниже, но и результаты они получают не всегда удовлетворительные для них. Во-вторых, если речь идет о чем-то вроде букмекерской конторы, цена сразу автоматом умножается на пять, потому что если блогер решается рекламировать нечто подобное, значит он готов схавать тонну хейта от своих подписчиков, — рассказал о принципах ценообразования Абылайхан. — В остальном же те, у кого есть социальная ответственность в плане ведения своего блога, могут дать любые скидки в зависимости от своего отношения к конкретному продукту и другим факторам. Популярный блогер за один рекламный пост может получить от двух до шести тысяч долларов, зависит от подачи. Если подача полностью прописана клиентом и она не нравится блогеру, это будет стоить дороже. Если всю интеграцию блогер делает от себя, по своему усмотрению, цена будет ниже. Блогер-миллионник ежемесячно может зарабатывать от трех до пятнадцати тысяч долларов, в зависимости от своих контрактов и своей активности. Сейчас на рынке Казахстана появилось очень много инфопродюсеров и почти каждый блогер начал предлагать свои авторские курсы, из-за чего некоторые из них перестали брать рекламные заказы. А это, в свою очередь, дает возможность другим, более мелким инфлюенсерам, развиваться».
Но вернемся к Jokeasses. В 2020 году они выпустили юмористический комикс о супергерое Казахмэне. Этот персонаж существует в мире, где супергерои — обыденное явление, так что друзья и знакомые не разделяют стремление геройствовать и советуют заняться чем-то более реальным вроде тендеров. Даже простые обыватели критикуют костюм Казахмэна и его действия, но герой не опускает руки, поскольку его суперсила напрямую зависит от того, насколько он верит в себя и свою мечту.
В настоящее время команду покинули несколько ключевых участников, а контент сменился на ностальгический — Jokeasses с друзьями ловят кринж от чтения своих старых постов в соцсетях или записывают реакции на творения нового поколения блогеров. Стоит отметить, что именно Jokeasses запустили карьеры многих успешных казахстанских интернет-селебрити, так что сейчас они превратились в своего рода играющих тренеров.
«Мы так долго продержались за счет дисциплины. Эта идеология была у Jokeasses, она же продолжается и в хаусах. Как говорил Карл Лагерфельд, мы стараемся сочетать безумие и дисциплину в творческом процессе. Jokeasses — мой личный проект, который я много лет развивал. Сейчас он трансформировался в ютьюб-канал, где мы снимаем разные подкасты и лайфстайл-видео, ездим по городам. Но это сейчас больше для души. Наши бизнес-проекты — это тикток-хаусы. Мы варимся в этом уже семь лет, так что произошла логичная трансформация из Jokeassas в JKS Entertainment», — уточнил Бексултан.
Нелишним будет упомянуть, что многие авторы из Казахстана также снимают материалы для российских знаменитостей.
«За 2018 год ребята из команды CapsLock расписали порядка пятидесяти вайнов под аудиторию Гусейна Гасанова. Отдельные наши ютьюберы или инстаграм-блогеры за деньги делали коллабы с тем же Гасановым, с пранкером Хизой 13, со многими другими. И сейчас контент для некоторых топовых блогеров из России пишут казахстанские авторы», — сообщил нам Абылайхан Камаладин.
История творческого объединения «Ирина Кайратовна» тоже началась с КВН, однако члены этого коллектива перескочили этап вайнов — им было слишком тесно в таком микроформате. В отличие от Jokeasses парни из «Ирины Кайратовны» не чурались нецензурной лексики в своих скетчах, более того, в первых выпусках на нее даже активно налегали, но со временем остепенились и стали более сдержанными. А вот остросоциальных тем в творчестве «Ирины Кайратовны» стало больше: например, участники при помощи жесткого юмора выступали против нормализации абьюза и бытового насилия.
Члены коллектива с самого начала говорили, что считают скетчи проходным этапом своего пути и хотят пойти по стопам Джордана Пила, то есть начать снимать полноценное большое кино. В 2020 году у «Ирины Кайратовны» вышел дебютный рэп-альбом со смешными, умными и острыми текстами, а в 2021 году команда выпустила свой первый фильм, приуроченный к тридцатой годовщине независимости Казахстана. Картина «Отыздан асып барамын» через призму биографии молодого человека, родившегося в день объявления независимости страны, рассказывает новейшую историю Казахстана. Уже в начале своего существования команда «Ирины Кайратовны» позволяла себе заметные паузы между выпусками — участники коллектива были уверены, что зритель, которому заходит их контент, будет готов ждать. Сейчас клипы и фильмы выходят еще реже, но каждый новый релиз становится настоящим событием.
Как нам пояснил Абылайхан Камаладин, с 2014 по 2019 годы в Казнете рулили именно командные блогеры, из числа которых и вышли успешные одиночные игроки.
«Причины распада многих команд просты — недопонимание и выгорание от формы юмора. Блогосфера Казахстана начиналась с коротких юмористических роликов. Одиночки же начали открывать новые направления в казахстанской блогосфере, начиная от бьюти до категории "мамочек" (семейный лайфстайл)», — рассказал Абылайхан.
Ютьюб-карьера одной из главных семейных видеоблогерок Казахстана — Екатерины Сайбель — началась с того, что в 2012 году взяла в руки камеру, чтобы чем-то занять себя во время декрета. Она рассказывала о своей борьбе с бесплодием, о покупках, которые делают молодые мамы, затем начала снимать первые месяцы жизни своего сына Клима. Екатерина не была гламурной инстамамочкой, она честно признавалась, что финансовое положение семьи не позволяет ей даже отправиться в путешествие. Сайбель жила простой жизнью и очень искренне, с добрым юмором рассказывала о радостях и печалях молодой мамочки. Эта искренность подкупала, и к 2018 году число подписчиков Екатерины превысило миллион. К тому времени она уже завела для Клима отдельный канал и родила второго сына, Александра. Сайбель выкладывает на своем канале влоги о происшествиях из семейной жизни, рецепты и обзоры на полезные мелочи для дома. Ранее в интервью Екатерина рассказывала, что мечтает о дочке Каролине, но когда в 2021 году у нее родилась девочка, Сайбель решила назвать малышку Мартой. Трое детей разного возраста позволяют блогерше снимать контент, рассчитанный на широкую аудиторию — одни умиляются тому, как малышка Марта делает первые шаги, другие с интересом слушают о спорах Клима с отцом (и способах их разрешения).
Еще один популярный блогер, сумевший грамотно монетизировать тему семьи, — это одиннадцатилетняя Амина Малгаждар, она же Аминка Витаминка. В 2014 году Арай, мама Амины, начала выкладывать в интернет вайны с девочкой с целью создания своеобразного семейного архива. Спустя год, поняв, что Амине нравится сниматься, ее мама завела для дочери отдельный канал. 25 сентября 2015 года на канале «Аминка Витаминка» было опубликовано первое видео, а десять дней спустя там появился ролик «Как отобрать у сестренки планшет», ставший вирусным. За пару недель этот ролик набрал полтора миллиона просмотров, в результате чего Амину и ее маму пригласили в Москву, на одно известное шоу. После этого девочка снялась в нескольких казахстанских фильмах и сериалах, а также занялась вокалом и выпустила пару клипов. У Амины на канале 5,4 млн подписчиков, а основной контент — постановочные видео по заранее прописанному сценарию, своего рода ситком, по формату напоминающий «Папиных дочек».
У Амины есть две младшие сестры, Адия и Аружан, у которых тоже свои каналы на ютьюбе — «Адека Персик» и «Аружка Босс».
Есть в казахстанском сегменте ютьюба и более взрослый контент. Техногик, радиоинженер и изобретатель Никита Поддубнов ведет канал Temnaya FAZA, где показывает миллиону подписчиков удивительные вещи, которые делает собственными руками. При помощи мотора от бензопилы он смог превратить велосипед в мопед, сделал из старенького «Москвича» электромобиль, вживил себе в руку банковскую карту и ключ от домофона и собрал еще с десяток крутых штук вроде мини-огнемета или когтей как у Росомахи. В настоящее время все внимание блогера занимает работа над электромобилем на солнечных батареях. На трехколесном аппарате с ироничным названием «Кукуха» Никита планирует проехать 3 тысячи километров по маршруту Великого Шелкового пути.
Максим Якименко с канала stupidmadworld — тоже техногик, но другого рода. Якименко — это казахстанский аналог Wylsacom, он публикует обзоры на смартфоны и комплектующие для них. Максим не только рассказывает об актуальных моделях телефонов, но и доступным языком объясняет, как работают сим-карты, аккумуляторы и процессоры на мобильных устройствах. Отдельно стоит отметить серию роликов, посвященных истории смартфонов — например, рассказ о крахе корпорации Nokia или подборка самых необычных мобильных телефонов прошлых лет.
Далер Макулбек, он же Dalbek, — это казахстанский BadComedian, но обозревает он преимущественно мультфильмы, хотя иногда и выпускает ролики о кино («Довод» Кристофера Нолана или «Мстители: Финал»). В своих обзорах Далбек придирается ко всем несостыковкам сюжета и с лупой рассматривает каждый кадр в поисках косяков анимации, в то время как в левом верхнем углу экрана тикает «Счетчик грехов». Но иногда Далер, наоборот, выпускает видео, где считает все положительные моменты того или иного мультфильма. Бывают и уникальные случаи: фильм «Соник в кино» так запал в душу обзорщику, что он сделал два ролика — и про ляпы, и про плюсы. Кроме того, Далер очень остроумно интегрирует рекламу в свои обзоры — например, в видео об «Энканто» Долорес Мадригаль якобы шепчет ему на ушко о свежем обновлении Genshin Impact.
Богдан Егоров, предпочитающий называть себя Бига Егоров, снимает обзоры на кукол Bratz, Winx, LOL и Monster High. На таком контенте он собрал 667 тысяч подписчиков, но цель Егорова — миллион восторженных фанатов. Несколько лет назад Бига не только выкладывал обзоры и анбоксинги, но и снимал стоп-моушен-анимацию с куклами из своей коллекции (и отнюдь не детским сюжетом), однако в последнее время он вернулся к корням и стал просто рассказывать про новые игрушки. Судя по комментариям под видео, значительная часть аудитории Биги — это девочки младшего школьного возраста, однако есть и те, кто смотрит его канал со дня основания, то есть уже десять лет.
В Казахстане, как и в России, инстаграм оккупирован семейными и лайфстайл-блогерами. Из них стоит упомянуть Армана Юсупова. Ранее Арман входил в команду вайнеров Yuframe, прекратившую свое существование. Yuframe был одним из первых блогерских коллективов Казахстана, участники которого стали полноценно зарабатывать в интернете, и после распада команды Юсупов использовал полученный опыт — он организовал продакшен-компанию 2ANY1 и блогерское агентство и работает с двумя сотнями интернет-знаменитостей разной величины. Иными словами, перед нами прямой конкурент Ярослава Андреева. В своем личном блоге Арман публикует картины идеальной семейной жизни, сопровождая их полотнами текста о том, как построить доверительные отношения с женой, детьми и родителями. Подписано на Армана чуть более миллиона человек.
На другого популярного казахстанского family-блогера, Ерболата Жанабылова, подписано 7,6 млн человек. Это впечатляет, если вспомнить, что все население Казахстана составляет 19 млн. Впрочем, Ерболат и его супруга Эльмира Толегенова работают во многом на российскую аудиторию. В былые времена они нередко вставали в «карусели» гивов к российским блогерам.
Азиза Айбадуллина успешно совмещает типичный мамочкинский контент с фэшн-советами и лайфстайл-постами. Как отмечает сама Азиза, такое совмещение порой дается непросто — попробуй сними новый анпэкинг, когда за кадром дети вопят в два голоса! Зато разнообразие жанров позволяет привлечь и тех, кому нужны советы по моде и стилю, и тех, кто просто хочет посмеяться с видео «так одевает сына на прогулку мама / а так папа».
«Да, был такой момент и сейчас в какой-то мере он остается. Девушки из Филиппин и Малайзии более-менее похожи на казахстанских. У нас сорвался кейс с Nivea, мы предлагали им блогера, который станет лицом продукта, она должна была появиться на билбордах, на печатных изданиях. В итоге немецкий офис Nivea решил удешевить проект и привлек модель то ли из Таиланда, то ли из Филиппин за пятьдесят или сто евро, — рассказал о своем опыте Абылайхан Камаладин. — То есть дело не в том, что филиппинские или тайские девушки якобы красивее, просто в этих странах много моделей, которые на взгляд европейцев схожи с казахстанскими, и привлечь таких моделей им проще. Как я знаю, такая проблема сохраняется до сих пор, этот вопрос пока всерьез не обсуждался, хотя необходимость поговорить об этом есть».
В бьюти-сфере заслуживает внимание Динара Рахимбаева, которую называют казахстанской Барби. В блоге Динары можно найти модные образы и лайфхаки по уходу за кожей и нанесению мейкапа (последние она чаще выкладывает на ютьюб-канал).
Полезные советы также можно найти в блоге актрисы и предпринимательницы Айым Алтынбековой. Айым считает своей миссией создать в Казахстане «сообщество осознанных женщин». Она постит видео о том, как полюбить и научиться принимать себя и как сделать убийственные стрелки.
Мика Избасарова позиционирует себя как фэшн-блогер. Она выступает против шейминга всех мастей и гордится своим умением подбирать стильный образ из вещей, которые можно найти в любом ритейле. Мика рассказывает, как собрать «капсулу» для поездки, подобрать удобный аутфит для занятий спортом или найти сумочку, вмещающую все необходимое и подходящую к образу.
Несмотря на то, что в нашем обзоре немало казахстанских блогеров (а за скобками осталось еще много интересных инфлюенсеров), мы так и не нашли однозначного ответа на вопрос: какие же они — блогеры из Казахстана? Попросили Абылайхана Камаладина в трех словах охарактеризовать казахстанских интернет-знаменитостей.
«Во-первых, они креативные. Наши блогеры помогают создавать контент коллегам из России, Украины, Узбекистана и Кыргызстана. Во-вторых, ответственность. Они стараются быть социально ответственными, — ответил он. — И третий пункт — внеполитичность. Многие блогеры настроены против госпропаганды и стараются быть вне политики. Не потому что они боятся. Они понимают, что должны заниматься своим контентом, что инстаграм и другие социальные сети — это некая отдушина для людей».