«Человек божий» — ваша первая работа на английском языке в по-настоящему международном проекте, да еще и с Микки Рурком в одной команде. Как все происходило? Это был своего рода челлендж для вас?
Я давно хотел сыграть полноценную роль на английском языке, то есть не как обычно: типичного русского шпиона, злодея или кого-то подобного. И вот это произошло. Здесь сошлось все. Во-первых, сценарий. Это не какая-то комедия категории С для американского или международного рынка, а серьезное кино. Во-вторых, меня привлекла история. Это не очередной остросюжетный блокбастер. Ну и, наконец, любопытно было, конечно, познакомиться с Микки Рурком, что уж тут скрывать. Есть в этом, как мне кажется, что-то из детства.
Понравился Микки?
В целом встреча была ожидаемой. Микки — обычный парень без флера большой голливудской звезды. Ну как парень, уже довольно взрослый мужчина, конечно. Мы познакомились в спокойной и уютной атмосфере: устроили в честь его приезда ужин в Афинах в ресторане с видом на море, много говорили, и он абсолютно адекватно себя вел, просто и доверительно.
Кажется, он немного фриковат сейчас, его образ странноват. Не находите?
Ну да, есть что-то такое. Кто знает, возможно, такой образ выстраивается намеренно самим Микки. Мне он понравился какой-то своей «настоящестью» и надломленностью. Из Рурка не уходит живое, и у него нет этой улыбки, которая очень часто встречается в Америке, особенно в Лос-Анджелесе. Кстати, Микки как раз сказал мне, что недолюбливает ЛА, да и в целом принципы жизни в Голливуде ему чужды. В общем-то с высоты своей карьеры он имеет полное право так считать. Вот эта непосредственность меня и зацепила. Микки пытается вести себя вежливо, с интересом, но лишний раз, просто так или ради приличия широко не улыбается.
Как вам дались съемки на английском?
Это был невероятный челлендж для меня. Я все-таки не очень хорошо знаю язык, и это был такой пинок под зад, чтобы за него взяться. Пандемия, кстати, помогла. Я смог больше времени уделить занятиям и изучению текста. Практически каждый день читал и говорил по-английски. Были определенные сложности с этим: например, большинство сцен снимали одним дублем, без склеек. Поэтому если ты ошибаешься, то приходится проходить все заново. Обидно, если это происходит из-за языка.
В любом случае, у меня появился опыт: ведь раньше я даже не знал, как текст на английском учить. Ты же должен понимать, о чем говоришь, чувствовать это, пытаться как-то думать по-английски — кажется, иногда у меня даже получалось. Не могу сказать, что я доволен на 100 процентов результатом, но когда посмотрел кино первый раз, то понял, что получилось нестыдно, а это уже большая личная победа. Я ведь даже понимал, о чем говорю! (Смеется.) Зато теперь примерно понимаю механизмы работы над ролью на английском. Безусловно, знание языка важно, но не первостепенно. Ведь есть много хороших артистов, которые живут в разных странах и идеально знают язык, а когда начинают играть, то их речь получается немного карикатурной…
Акцент?
Да, произношение и поведение. Они как-то интуитивно копируют зарубежных артистов, пытаются повторять фирменные ужимки, «американские» реакции. Это происходит из-за того, что человек очень много смотрел фильмов на английском, общается с людьми и невольно заимствует их повадки и поведение. Но его ментальность остается прежней, и потому эта карикатурность сразу бросается в глаза.
С другой стороны, взять, например, Сальму Хайек. Она совсем не стесняется своего акцента, ей по барабану, как звучит ее речь, а в результате сохраняет свою внутреннюю индивидуальность. Со съемок фильма я как раз и приехал с этим пониманием — не надо копировать акцент. Если у тебя он есть, то, наверное, лучше его постепенно убирать, но это далеко не главная задача. Вместо того чтобы стремиться стать американцем или англичанином, лучше оставаться русским со своей индивидуальностью, и тогда это будет интересно продюсерам, режиссерам и в итоге зрителям.
А есть желание и дальше продвигаться на международном уровне? Некоторые молодые актеры даже коучей специальных для этого нанимают. Ваш коллега Саша Кузнецов сейчас активно работает за рубежом. У вас какие планы?
Знаю многих российских артистов, которые живут в Лос-Анджелесе. У них каждый день могут быть какие-то встречи, кастинги и переговоры, но это ни к чему не приводит. Также знаю коллег, которые снимались в больших голливудских проектах, но их карьера так и не сложилась. Вообще, если ты востребован здесь, в России, довольно странно все бросать, уезжать и начинать с чистого листа в незнакомой стране с незнакомыми людьми. Даже если у тебя есть наработанные контакты и связи с голливудскими режиссерами, продюсерами и агентами — это не гарантирует успеха. Поэтому таким путем я не пойду, лучше в обход.
При этом я не исключаю для себя воли случая, пусть судьба ведет. До пандемии у меня было очень много проб на английском, я записывал чуть ли не каждую неделю эти селфтейпы. А сейчас, к сожалению, большинство проектов оказалось на стопе. Есть один такой проект, куда меня утвердили, но он заморожен. А вообще, очень любопытно было бы оказаться на одной площадке вместе с лидерами индустрии, со звездами Голливуда.
Допустим, все сложилось: у какого режиссера в идеале вы бы хотели сняться? К примеру, из этого списка: Гаспар Ноэ, Пон Чжун Хо, Пол Томас Андерсон, Ксавье Долан или Квентин Тарантино.
Наверное, у Тарантино все-таки. Мне близка его энергетика. Есть в нем что-то такое звериное, что ли, не сильно интеллигентное. Вот именно звериное чутье Тарантино сидит где-то и во мне. Душой я с ним.
Если случится работать за рубежом, то придется быть и чуть раскрепощеннее, согласитесь. Скажите, почему с сексом в российском кино до сих пор не очень? Все предельно аккуратно и целомудренно. И актеры у нас как-то больше ставят условий про постельные сцены, соглашаются на них тяжело. Почему так?
Ну, во-первых, у нас уже начали выходить фильмы с откровенными сценами. Это и «Верность» Нигины Сайфуллаевой, сериал Happy End Евгения Сангаджиева. Да и что далеко ходить, в нашем «Тексте» сцена с Кристиной (Асмус. — Прим. SRSLY) и Ваней (Янковским. — Прим. SRSLY) помните, как живо обсуждалась. Есть определенная самоцензура до сих пор — в этом проблема, да. Ну и плюс это влияет на прокат и кассовые сборы, приходится ставить плашку «18+», что сильно сужает аудиторию. Но вот на платформах откровенные вещи все-таки начинают появляться.
А вы готовы к откровенным сценам?
Если это необходимо для истории, для характера, для раскрытия роли, то нет никаких проблем, я очень много раз был голым в кино. Другой вопрос, когда это педалируется на пустом месте. В «Тексте», например, ту самую «скандальную» интимную сцену снимали не ради хайпа — режиссер просто хотел, чтобы зритель больше поверил фильму. Ну если люди снимают себя на телефон, вряд ли станут скрывать части тела. Но, если честно, я не очень люблю сниматься в таких сценах, потому что это всегда сложно, долго и утомительно. Надо думать о том, чтобы было комфортно партнерше в первую очередь, потому что все равно девочки больше переживают за внешний вид — ну, вы понимаете. Но все же тенденция сейчас хорошая в России: кажется, мы перестали этого стесняться.
По поводу зарплат здесь и там — разница огромная остается?
Если взять Люка Бессона, у которого я снимался (фильм «Анна». — Прим. SRSLY), то, наверное, там априори зарабатывают больше: просто само кино стоит дороже. Для них 30 миллионов долларов — достаточно скромные деньги. Для нас же это огромный бюджет, у нас за такие суммы снимают блокбастеры. Снимаешься в больших проектах — получаешь много. И наоборот. Не знаю точно, какой бюджет у «Человека божьего», но наверняка он больше, чем у наших камерных арт-проектов. Не забывайте, это Европа, там другие цены на все. А так, в принципе, о большой разнице с точки зрения зарплат я бы не говорил. Единственное, что меня поразило у Люка Бессона, — это совсем другой подход к актерам. Мой агент аккуратно спросила про перелеты: удобно ли будет для меня взять бизнес-класс. Они даже удивились такой постановке вопроса. В смысле? Все артисты летают только бизнес-классом, независимо от их статуса и заработка. Комфортные условия на площадке, в дороге для исполнителей — незыблемое правило, ведь от этого зависит, с каким настроением актер будет на съемках, как отработает, это все очень важно.
А что с режиссерскими амбициями? Вы сняли свою первую короткометражку «Ангел» для благотворительного аукциона Action!, которую показали на «Кинотавре» и которая победила на фестивале «Золотой феникс». Дрейфовать в эту сторону будете?
Пока больших режиссерских амбиций нет, хотя иногда руки чешутся что-то придумать свое и снять. Все-таки на данном этапе больше воспринимаю это как баловство или хобби, но баловство с хорошим посылом. Нужно, чтобы в любой задумке была благая цель. Кто знает: возможно, через год все поменяется, я придумаю офигенную историю, напишу сценарий и пойму, что только этим и хочу заниматься. Важнее сама идея, чем просто быть режиссером. Пусть даже будет написано, что это фильм другого режиссера, я могу быть кем угодно — сценаристом, продюсером, сыграть там или не сыграть, но таких амбиций, чтобы быть единоличным автором фильма, у меня нет. И первый опыт с «Ангелом» показал, что у меня получается, это уже движение вперед. Я понял, что не обосрался, ничего страшного со мной не произошло, ну и слава богу. Надо начинать с малого и делать это аккуратно. У меня так всегда все в жизни развивается — постепенно, по ступенькам. От малого к большему. Не было такого, что я ворвался в индустрию сразу с фильмом «Т-34», а до этого не снимался нигде. Сначала были маленькие роли в коротком метре, потом эпизодик в сериале, потом уже более серьезные роли в сериалах, а в итоге — большие роли в кино. Так же и здесь, «Человек божий» — вторая ступень к чему-то большему и глобальному, потому что сначала была маленькая роль у Люка Бессона. Я играл на русском языке, русского парня. Сейчас уже играю на английском, как видите. В целом курс верный.
«Человек божий» — фильм про чудо, очищение. Можете ли назвать какой-то поворотный момент в вашей жизни? Было ли ощущение такого очищения?
Действительно, в «Человеке божьем» заложена эта штука — очищение, такое редко встретишь в кино. Но в моей жизни подобное случалось не раз. Ты чувствуешь, когда условно освобождаются мысли, освобождается что-то внутри, а ты летишь. Одним из инструментов переживания такого опыта, как мне кажется, и стало кино: ты просто смотришь, а с тобой уже что-то происходит. Такие моменты случаются редко, я все чаще получаю их от просмотра кино, процесса съемок, игры в театре.
Повторюсь, у меня было много подобных ситуаций, о которых, наверное, я не хочу говорить, но у каждого человека это случается. Как артист, я пытаюсь запомнить такие состояния, чувства, эмоции, чтобы положить их себе в копилку. Зацепить может многое: например, природные явления. Вот заходишь прямо под водопад, и у тебя очищается все сознание, ты уже ни о чем не думаешь. Желательно, чтобы вода была похолоднее. За это же я люблю, скажем, баню: там очищается не только тело, но еще и что-то внутри. После бани ты лежишь в снегу или в ледяной купели, и тебе просто хорошо. Вот такое же ощущение, мне кажется, может появиться и после просмотра нашего фильма.
В связи со съемками в данном проекте у вас не возникло желания совершить паломничество на Афон? Я знаю, что многие сейчас этим занимаются, в том числе актеры.
Пока не готов, мне это внутренне не нужно. Я считаю, что не очень правильно поддаваться трендам и моде в вопросах, связанных с религией и верой. В том, что все сейчас едут на Афон или очищаться в какой-то монастырь и постят оттуда еще пару фотографий в инстаграм, — есть что-то неправильное. Когда я почувствую в этом необходимость, то обязательно съезжу.
Кстати, про инстаграм. Ваши три миллиона подписчиков — что вы с ними делаете? Как-то монетизируете такую мощную базу?
Нет, никак не монетизируется, я там не зарабатываю. Главная задача моего инстаграма — это благотворительность. Подписчики помогают мне собирать деньги для лечения больных детей в кратчайшие сроки. Совсем недавно мы в рекордные сроки собрали недостающую сумму для лечения мальчика, у которого была критическая ситуация. Я написал пост, и буквально за день все было готово. А каждый такой пост для меня — это работа, делаю все долго, въедливо и тщательно: всегда думаю, что написать, думаю о родителях, индивидуальный подход для меня очень важен.
Я даже не знаю никаких программ, как раскручивать инстаграм, не занимаюсь этим. На своей страничке стараюсь говорить о своей жизни, впечатлениях, о событиях, которые происходят со мной. В большей степени это связано не с личной жизнью, а с профессией: публикую трейлеры, фотографии со съемок — то, что интересно пользователю. Все-таки уже сложно себе представить жизнь современного человека без вотсапа, зума, инстаграма, фейсбука. А откуда еще получать информацию? Да, много мусора приходит, но вопрос, как этим всем пользоваться.
Тикток тоже не входит в вашу вселенную?
Это все прикольно и здорово, но я уже не в том возрасте. Вот Полине, моей племяннице, отлично заходит. Мы даже пару раз с ней потанцевали в тиктоке, но это только с ней! Так, чтобы по серьезке заводить тикток и вообще скачивать его — мне кажется, было бы уже странно…
Итак, «Человек божий». Про божье мы поговорили. Теперь хотел спросить про человеческое. Не видел вас на «Кинотавре» в этом году. Связано ли это с тем, что там стало как-то менее весело и вообще фестиваль превратился в деловой форум?
Я очень хотел поехать, но обстоятельства не позволили. В последний момент поездка отменилась, хотя я не сильно расстроился. Жду, когда «Кинотавр» войдет в свой обычный режим. Как минимум вернется в лето. Ведь «Кинотавр» у меня ассоциируется с жарой и тусовками на пляже. И в этом совсем нет ничего плохого, как мне кажется. И да, в этом году фестиваль проходил в формате делового форума, поэтому я точно ничего не потерял.
Вы купались когда-нибудь голым ночью на «Кинотавре»?
Голым? Ночью? На «Кинотавре»? Вроде бы нет. А вообще, голым в море, конечно, купался, и не раз. Плавать под звездами — это шикарно! Когда еще никого нет вокруг. Так быстренько снял плавки и побежал. А вообще, знаете, на «Кинотавре» я купался. Помню, пришел как-то на пляж — в тот год, когда как раз Стасин (Милославской, девушки Петрова. — Прим. SRSLY) фильм «Бык» победил — и разговорился с прекрасными местными женщинами. Эти тетеньки многое мне рассказали, в частности, про «Кинотавр». Особенно они жаловались на то, что первый раз видят хоть какого-то популярного артиста на пляже, могут с ним поговорить и сфотографироваться. А то последнее время все прячутся по своим углам. Вот раньше, говорят, были другие привычки: выходишь на пляж — раз, Абдулов идет, вот он купаться пошел, со всеми поздоровался, пообщался, раздал автографы. Сейчас же везде одни заборы, все перекрыто. Тогда никаких перекрытий не было, все артисты ходили, общались. А теперь другие времена.
И еще про человеческое… Вы играете в PS?
Да, играю, но меня надолго не хватает. Вот в The Last of Us начал играть. Подумал даже, что если бы в детстве у меня была такая графика, такая мощная игрушка, то я бы просто из дома не выходил, школу бы забросил. Но сейчас мне очень быстро становится скучно. В футбол могу зависнуть на несколько часов, играю в FIFA с азартом. Но делаю это крайне редко. Другие игры тоже пробовал — вроде начинаешь, интересно, как будто бы кино смотришь, но все равно не засасывает тебя.
А покер — ваша тема?
Нет, в покер не играю. Хотя, вообще, я азартный человек. Например, если нахожусь в той зоне, где есть казино, то стараюсь туда не ходить, потому что, если начну делать ставки, меня сложно будет остановить. Помню, как-то мы снимали в Риге, и у нас в отеле было казино, пару раз я туда спускался, играл на каких-то автоматах, но потом понял, что это все бессмысленно.
Когда в последний раз играли в «бутылочку», «правду или действие» или какую-то другую подобную игру?
Кстати, ненавижу игру «правда или действие», стараюсь обходить ее стороной, особенно если люди начинают выпивать и действие просто может привести к каким-то внутренним катаклизмам. А вот в мафию в теплом дружеском кругу поиграть — это круто! Очень люблю играть с Жорой Крыжовниковым. Он — невероятный провокатор, всегда выигрывает, а у меня, наоборот, не получается так искусно врать. Меня сразу палят, если я — мафия. По глазам все видно: если чуть-чуть улыбнусь, то сразу сыплюсь.
Я сам эти личные вопросы не люблю, но все же... Когда будет свадьба? Про букет невесты, который поймала Стася, написали уже все…
Конечно, это интимная информация, я не очень люблю делать громкие заявления и события из личной жизни оставляю в каком-то сейфе. Но Стася — большая молодец, поймала букет как надо, прыгнула за ним как вратарь сборной Италии. Друзья много смеялись, обсуждали это… Молодец она, вот такие у нее вратарские способности. (Смеется.)
Фотограф: Георгий Кардава @elguapoworld
Стилист: Семен Уткин @utkinsimon
Makeup&hair: Roxy Balboa @girlwitbadenglish
Продюсер: Оксана Кравчук @okoxana