Обзоры, Кино — 14 октября 2021, 06:19

Сериалы недели: «Инсомния»‎, «Пингвины моей мамы», «Призраки», «Код на миллиард долларов» и другие

Сериал про то, как Google украл у немцев алгоритм. Комедия про неуклюжих призраков в особняке. Элай Рот преподает историю ужасов, ‎Гоша Куценко в гипнозе. Антон Фомочкин рассказывает о новых сериалах прошедшей недели.

«‎‎Инсомния»

Гипнолог Юрий (Гоша Куценко) запойно пьет, чтобы забыться. В реальности ему видятся фантомы, а плохие поступки отзываются ночными кошмарами. Он помогает страждущим, не считает деньги (так как феноменально успешен в своей деятельности) и совершенно безразличен к жизни. Однажды в стрип-клубе он встретит девушку (Ирина Старшенбаум), на шее которой вытатуирован знак бесконечности. Внезапно ему становится очень дорог ее взгляд, а засыпать в обнимку с кем-то другим не захочется вовсе. 

Новая степень неистребимой печали во взгляде актера Куценко (хотя после «‎Страны ОЗ»,‎ казалось бы, куда больше). «‎Инсомния» л‎ов‎ит вибрации нулевых. Для имиджа гипнолога нет ничего важнее и дороже телеэфиров: пока есть успех, есть и обеспеченная клиентура. Буржуазия покупает сеансы гипноза ради забавы и решения насущных (дурацких) проблем. «Нужно, чтобы хотелось меньше есть. А лучше, чтобы меньше спать. Устроите?» «Ложитесь на кушетку», — устало повторяет понурый Юрий и начинает считать. Несчастный человек в обстоятельствах. Рядом с главным героем сосуществует много женщин, но поди разберись, есть они на самом деле или нет. «‎Инсомния»‎ — двойной сеанс с «‎Гипнозом»‎ Тодоровского (и даже не из-за темы). Мир пуст и одинок что в Москве, что в Бретани, куда Юрий уже в пилоте уезжает для очередного престранного дела из своей практики. В фильме Тодоровского сонную реальность заваливал снег, пограничное состояние «‎Инсомнии» замещают осенние туманы. Достоинство этого сериала в непредсказуемости: на экране — то ли делирий, то ли явь. И пока нет однозначных ответов, есть концептуальная зыбкость времени.

Где посмотреть: Premier


«Пингвины моей мамы»

Гоше (Макар Хлебников) исполнилось пятнадцать лет, но все как-то не ладится: в школе требуют постричься, дома — денежные штрафы за опоздания и мат. Мама (Александра Урсуляк) фанатично усыновляет детей (грядет оформление четвертого). Мягкотелый отец (Алексей Агранович) соглашается на все, лишь бы на кухне никто не конфликтовал. «‎Гош, а давай ты уступишь свою комнату? Новому ребенку нужно личное пространство».‎ Подростка все бесит, одна отдушина — стендап-клуб, где можно выступить и выговориться. 

Стендап сегодня — как баттл-рэп пять лет назад: модно, остро, молодежно. Уходящая натура, лови момент. Борцы за юмористическую вседозволенность нарушают табу. Сразу в двух сценах пилота «‎Пингвинов»‎ недовольные, оскорбленные, борзые зрители во всеуслышание огрызаются на комиков, лезут в драку и бросаются кружками. «Наша служба и опасна, и трудна». Вместо того, чтобы показать, что стендап — это смешно (по сериалу кажется, что наоборот), «Пингвины»‎ обозначают проблематику. Комедия — это не так просто: последний оплот свободы сопряжен с опасностью. Кроме как о репрезентации стендапа в случае «Пингвинов» ‎и говорить не о чем. Мещанинова лепит родителей главного героя из мастики (подобно кулинарным свершениям матери Гоши). Дисфункциональная семья представлена как украшающие праздничный торт съедобные фигурки: объемно, разве что невкусно. Каждого можно понять, но на расстоянии. Вблизи все раздражающе капризны, ведь это мир глазами подростка, а значит, бесят примерно все (кроме старших товарищей по стендапу, конечно). Конфликты заложены, Гоша vs школьная авторитарная культура «‎нормальности»‎ (неслучайно на уроках преподают историю Советского Союза), Гоша vs причуды матери, Гоша vs приемные братья и сестры (любя). Все можно побороть, достаточно проговорить в шутливой форме со сцены свои проблемы. Для этого здесь и стендап. Все функционально, все по инерции. 

Где посмотреть: KION


«Призраки» (Ghosts)

Окружив ложе старушки, с десяток призраков замерли в ожидании, когда та преставится. Хорошо бы получить нового собеседника — хоть какое-то развлечение. Душа старушки, впрочем, возносится на небеса, одним потенциальным товарищем по несчастью меньше. Через несколько дней в дом усопшей заселяются ее наследники: Саманта (Роуз МакАйвер) и Джей (Уткарш Амбудкар) — молодая пара с далекоидущими планами. Неплохо было бы сделать из этого места отель! Призраки сломлены, будет людно (никакого покоя!), нужно защитить свой особняк. 

Дикие, но симпатичные. Все духи как на подбор — неудачники, умершие по недоразумению и глупости: разодрал медведь, ударила молния. Кто без штанов остался, кто — со стрелой в шее. Призраки страдают, если сквозь них проходят (мерзкое ощущение), тоскуют по своей мирской жизни и тяготятся тем, что все вокруг меняется, а их сознание — нет. Каждому по персональной способности, связанной со смертью: кто мерзко пахнет (дизентерия даром не проходит), кто поет так, что людям слышно, кто может пальцем сдвинуть кружку или вазу (каждая, как назло, падает и не разбивается). Мир «‎Привидений» умеренно и остроумно продуман. Напрашивается вопрос: почему, обладая возможностью мыслить, они ничему не могут научиться? 

Некоторые гэги повторяются по несколько раз за пилот (дальше, видимо, больше). Викинг дает допотопные названия чудесам современной техники. Яппи из 90-х с упорством сбивает с тумбочек посуду. Когда наступает время поговорить, не обходится без упоминаний «‎Привидения»‎ со Суэйзи (ну а как без поп-культуры) и чувственных напутствий зрителю из разряда: «Позвоните близким и радуйтесь каждому новому дню!» Посыл уместный, герои карикатурно-обаятельны (настолько, насколько может быть таковой шайка аутсайдеров). В пилоте Саманта попадает в кому, просыпается и начинает видеть «‎мертвых людей»‎. Дальше — неиссякаемый запас реприз про разницу времен и тяготы коммуникаций. «‎Призраков», скорее всего, не хватит на долгий сезон (диапазон для шуток невелик), придется зайти на второй и даже третий круг, зато подобная концепция — залог для народной любви. Нужны ли в таком случае иные поощрения? 

Где посмотреть: «Амедиатека»


«Код на миллиард долларов» (The Billion Dollar Code)

На заре 90-х двое случайных друзей — Карстен (Леонард Шайхер) и Юри (Мариус Арендт) — объединяют свои силы, чтобы воплотить в жизнь идею о веб-карте. Весь мир в окошке твоего монитора: выбери место, подожди пару секунд и увидишь его на снимках со спутника. Увлекательная забава, только успевай менять маршруты. Карстен — человек с врожденным даром убеждения, Юри — программист от бога. Что могло пойти не так? В стартап вложены частные деньги, срок сдачи близится, успеть выполнить работу вовремя практически невозможно, но эти парни готовы горы свернуть. 

Спустя двадцать пять лет оба героя, постаревшие и потухшие, пытаются доказать, что их алгоритм был украден для программирования ‎Google Earth. Основано, как полагается, на реальных событиях. «‎Социальная сеть»‎ про пионеров цифровой эпохи, которым просто не повезло, а вместо многомиллионных счетов за душой только долги и тоска. Конфликт выигрышный, сопереживать, кроме как Карстену и Юри, некому. По ту сторону баррикад — американский акула-адвокат и безликий гигант Google. Что поделать: иногда приходится побеждать ветряные мельницы. Интрига сериала в том, как поссорились два друга (завладевшая инновацией корпорация — всего лишь повод для выяснения отношений). 

«‎Код»‎ исполнен любовью к 90-м: допотопные мониторы, технологическая революция, год за два, свобода творчества и мысли. Героям значима даже не столько глобальная справедливость, сколько надежда ухватить с этим иском кусочек молодости и повернуть время вспять. Проговаривая историю своей жизни вслух, они примиряются с былыми ошибками и воспевают годы, когда трава была зеленее, возможностей — море, а все дороги открыты (и не только в Google Maps).  

Где посмотреть: Netflix


«‎История хоррора с Элаем Ротом»‎ (History of Horror), 3-й сезон

Познавательный и поучительный проект Элая Рота о высокой культуре хоррора. Ликбез для тех, кто не в теме, и благостный кружок по интересам для фанатов. Среди спикеров — как праотцы жанра, так и совершенно случайные люди. Это не мешает всем в едином порыве рассказывать с неподдельным восторгом о фильмах своих кошмаров. 

Третий сезон «‎Истории хоррора»‎ начинается с дискуссии о том, что сиквел — не приговор (довольно иронично). Никакого снобизма, все по большой любви. Рот учтиво остается в тени и появляется для обозначения темы. Зато его индустриального влияния хватает (даже больше, чем во времена первого сезона), чтобы к нему приходили не только кинокритики и актеры одной роли, но и мастера вместе с актуальными хоррор-мейкерами. Каждому фильму подбирают современника. Второму «‎Крику»‎ — сценариста Уильямсона. «Невесте Чаки»‎ — ее автора Дона Манчини. И так в каждой серии. За редким исключением: бывает, что никого из создателей просто не осталось в живых. Новый сезон — время парадоксальных признаний. Тарантино выделяет Энтони Перкинса во втором «‎Психо»‎ (сыграл лучше, чем у Хичкока). Джо Данте мечтательно рассуждает о вторых «‎Гремлинах»‎ и хвалит самого себя. Вспоминают наследие Уэса Крэйвена (в который раз) и обозначают разницу эпох. Звучат, конечно, и непостижимые уму вещи: например, все причастные к съемкам (что неудивительно) в один голос нахваливают четвертую «‎Судную ночь»‎. И это, наверное, единственное, в чем Рот неосмотрителен: диалог поколений — прекрасная инициатива, но некоторые фильмы (как минимум последних пяти лет) просто не успели стать историей. В остальном это бесценное зрелище. А энтузиазма молодого кинолюбителя у Элая хватит еще, хочется верить, на несколько сезонов. 

Где посмотреть: ABC


«Дом тайн: Смерть семьи в Бурари»‎ (House of Secrets: The Burari Deaths)

Клан Чундават рядом со своим домом держал маленький магазинчик, который однажды просто не открылся. Соседи забили тревогу: такого раньше никогда не было, не случилось ли беды? Дверь не заперта, в доме тишина. Затем вся Индия ахнула: десять членов семьи оказались повешены (глаза завязаны, рты заклеены скотчем, следов насилия нет). Полицейские, повидавшие на своей службе всякое, были в ужасе. Видео с места преступления завирусилось. Возобновилась общественная дискуссия о насилии, этике, гранях допустимого, социальных службах. Телевизионщики вместе с зеваками осадили дом Чундаватов, началась информационная истерия. 

Документальный сериал Netflix — очередное расследование из серии «очевидное — невероятное». Никаких следов проникновения в дом. На записях с камер наблюдения младшие члены семьи накануне обзавелись табуретками. Может, это кто-то из семьи? Много вопросов, достаточно и предположительных ответов. Оккультизм, (само)убийство, безумие. Каждый из спикеров настаивает на своем. Сериал сделан, что называется, с холодной головой, без лирических отступлений: вот интервью, вот факты, вот хроника. Одна национальная особенность — раз за разом звучат пространные фразы о добре, зле и предназначении. 

Где посмотреть: Netflix


Образ жизни — 12:21, 23 ноября
Что бы посмотреть? «Контакты. Игра», «Читатели» и другие новые шоу
Новости — 16:05, 22 ноября
Стивен Кинг анонсировал новую книгу — в ней вернется Холли Гибни
Новости — 13:40, 22 ноября
Новый роман по «Ведьмаку» будет про юного Геральта
Кино — 13:10, 22 ноября
«Сердце должно гореть у всех». Олег Савостюк — о сериале «Дайте шоу», парадоксальности страхов и воспитании внутреннего критика
Новости — 11:31, 22 ноября
Электроника и этно-мотивы: дуэт LAVBLAST выпустил второй альбом More