Роман «Берег москитов» был написан Полом Теру в 1981 году, а в 1986-м вышла первая его экранизация, над которой работал «большой квартет» — режиссер Питер Уир («Пикник у висячей скалы»), сценарист Пол Шредер («Бешеный бык»), оператор Джон Сил («Дети тишины») и композитор Морис Жарр («Лоуренс Аравийский»).
Фильм, исправно следовавший букве романа, раскрывал темы богоборчества, навязчивых идей, критики американского образа жизни и консюмеризма в целом. Однако, в отличие от других картин про фанатичных людей, отправившихся с миссией в джунгли (вроде «Агирре, гнев божий» и «Фицкарральдо» Херцога), он был, по выражению известного критика Роджера Эберта, подобен бреду сумасшедшего, болтающего всю ночь напролет и при этом не интересующегося тем, слушаете ли вы его.
Но образ главного героя Элли Фокса, созданный Харрисоном Фордом, при всей своей узости был удивительно обаятельным. В фильме чувствовалось напряжение, вызванное идейным бунтом Фокса против действительности.
Новая телеэкранизация от британского шоураннера Нила Кросса, известного главным образом по «Лютеру», несмотря на смещение жанровых акцентов с драмы на приключения, этого напряжения лишена. Элли Фокс в исполнении Джастина Теру по-прежнему гениальный изобретатель, трудящийся на овощной ферме, но его эскапизм и аскетичный отказ от использования технологий лишены всякого идейного пафоса. Вместо него Кросс наградил Элли и его жену Марго темным прошлым, заставляющим их прятаться от федеральных властей и сторониться телефонов.
Кроме того, Элли лишился значительной части центральных сцен. Так, в духе времени свой голос обрела его прежде «немая» жена Марго, сбежавшая от богатых родителей (история, напоминающая другой фильм о современном отшельнике, — «Капитан Фантастик»). Прописанные же в книге четверо детей Фоксов в сериале были редуцированы до пары подростков — дочери Дины с синдромом бунтующей юности и сына Чарли, безоговорочно верующего в своего отца (в фильме Уира его здорово сыграл Ривер Феникс).
Кросс, как кажется, стремился всячески «осовременить» роман Теру. Место религии и ее пособника, миссионера Спеллгуда, с которыми боролся Элли, заняли преследующие его безликие сотрудники Агентства национальной безопасности. Это, однако, не обогащает сериал размышлениями на тему этатизма как новой религии, а служит простой подпоркой сюжету. Кросс вообще избегает всякой рефлексии над сюжетом Теру, заменяя утомительные монологи далеко не бесподобного мистера Фокса о культурном крахе Америки не менее утомительными сценами погони и преследования.
Все это превращает «Берег москитов» в среднюю и невыразительную историю без идейного стержня, становящуюся то семейной драмой с типичным конфликтом отцов и детей, то рассказом об одержимости человека идеей, то приключениями янки в Мексике (Элли с семьей сбегают именно туда). Повествование обедняется и редуцируется (кажется, основной метод Кросса) с эпического до плутовского уровня, на котором сериалу нечего предложить зрителю.
Джастин Теру и Харрисон Форд, в разное время сыгравшие роль Элли Фокса, снимались также в фильмах киновселенной «Звездных войн». Теру появился в роли Взломщика в девятом эпизоде — «Последний джедай», а Форд известен по роли контрабандиста Хана Соло.
Пол Теру, на романе которого основан сериал, приходится родным дядей Джастину Теру — исполнителю главной роли.
Подумай только, во что мы превращаем людей… мы смирились с тем, что все приходит в негодность, разваливается. Никто не хочет ничего исправлять. Ничто не делают на совесть. Ни машины, ни пылесосы, ничего. Даже в рекламе говорят: выбрасывай старье и покупай новое. Глядя на телевизор в магазине, я вижу мусор. Так же мы поступаем и с людьми. Мы их выбрасываем. И знаешь почему? Они совершили самый страшный грех в нашей стране — перестали быть потребителями.
Не все в этом мире можно исправить, папа.
Мне интереснее… зачем он так с вами. По какой причине ваш отец заставляет вас так жить?