Начнем с краткой культурологической справки. Образ трикстера, легший в основу сериала, многозначен и универсален. Его след можно встретить в мифологиях разных цивилизаций и эпох — от древнегреческого Гермеса и скандинавского Локи до средневековых церковных карнавальных шествий и персонажей итальянской комедии дель арте вроде Пульчинеллы. Несмотря на множество масок, характерные черты оставались неизменными — плутовство и склонность к мелким проделкам и лжи, бессознательная жестокость и явный приапизм (несмотря на изначальную андрогинность некоторых воплощений).
Известен трикстер, пусть и под разными именами, и индейским мифам, представая в образах животных. Интересно, что в сказаниях индейских народов трикстер объединял в себе сразу несколько несовместимых качеств, являясь по одним мифам сотворившим мир божеством, а по другим — персонифицированным коллективным бессознательным, находящимся на первобытном этапе развития, попадающим в дурацкие ситуации (в этом смысле характерна чудесная история про то, как трикстер дал указание собственному анусу стеречь еду во время сна).
В моей карьере это было впервые — 39 съемочных дней практически не переставая лил дождь. В какой-то момент мы начали молиться местным богам и шутить, что трикстер решил пошутить над нами.
Сам синкретический характер трикстера, выступающего попеременно то как герой, то как животное, то как божество, открывает огромное, как кажется, поле для фантазии. Например, Эден Робинсон — канадская писательница индейского происхождения, решила использовать богатый культурологический материал, чтобы написать цикл романов взросления об индейском подростке по имени Джаред, узнавшем, что его мама — из древнего рода ведьм, а настоящий биологический отец — на самом деле трикстер, то есть очень долго живет и умеет перевоплощаться в стильного черного ворона.
Действие сериала начинается с обычных для Джареда будней — днем школа, вечером работа в местной забегаловке, в свободное время варка радующих его одноклассников розовых таблеточек в лесной хижине и расплата с долгами небиологического отца и психически нестабильной матери, разговаривающей с духами (забавно, что главным героем романа взросления оказывается подросток, гораздо более зрелый, чем его родители).
Все меняется с появлением в маленьком городке Уэйда — старого друга родителей Джареда, заявившего через минуту знакомства с ним о своих отцовских чувствах. Тем временем с ним начинают происходить странные вещи… то глаза кажутся черными как у ворона, то двойник ударит по голове, то хвост отвалится… Интрига первых трех из шести эпизодов состоит в вопросах: «Кто на самом деле отец Джареда?» и «Что вообще происходит?». И в этой части у ответственной за «телевизацию» книг Мишель Латимер все вышло довольно неплохо — грязный стиль (эстетика гранжа, вероятно, только недавно добралась до Канады) и вязкая будничная мистика, напоминающая американского «Дирка Джентли», очень подходит истории.
Неприятности начинаются во второй части сезона, когда Джаред узнает правду. Уэйд — его отец, и он трикстер из народных преданий, а еще он хочет убить Джареда (оказывается, двое трикстеров не могут существовать одновременно, и один должен убить второго). Обилие информации, плохо разъясненных правил игры и новых персонажей превращают финал сериала в бессмысленную беготню, а кульминационное сражение отца и сына в фарс. Сбивает с толку и неожиданно появившаяся тема ущемления индейцев, уничтожения их культуры (большой привет премьер-министру Канады — Трюдо) и связи нашествия европейцев с фигурами трикстера, ведьм и старейшин — существ из другой реальности, передающих людям знания. Очевидно только то, что белые разрушили баланс и гармонию (с этим сложно спорить) и должны за это поплатиться.
Непонятным остается символическое и функциональное значение фигуры трикстера в этом мире. Уэйд, каким он предстает в сериале, до самой своей смерти так и остался непонятным и не преодолел своего символического статуса жертвы европеизации, так и не превратившись в человека.
О перспективах второго сезона говорить бессмысленно из-за весьма характерного и ироничного скандала, связанного с Мишель Латимер, которая ошибочно заявляла о своем индейском происхождении и даже сняла документальный фильм The Inconvenient Indian о коренных жителях Канады, получивший множество наград. Обман или, как утверждает Латимер, вера в семейное предание, не оправдался. Трикстер, каков бы ни был цвет его кожи, будет жить вечно.
Джорджина и Кристл Лайтнинг, которые играют Софи и Мэгги, в реальной жизни являются матерью и дочерью.
Сериал был продлен на второй сезон еще до премьеры первого, но вскоре отменен после скандала, связанного с создательницей «Трикстера» Мишель Латимер, ложно утверждавшей, что ее дедушка имеет индейские корни.