Берлин. Шестидесятые годы. Холодная война с каждым днем становится все горячее. В ее эпицентре — разделенная надвое Германия, по которой проходит линия разлома между миром бездушного капитализма и империей воодушевляющего коммунизма. Среда, идеальная для произрастания всяческих заговоров, тайных ночных операций, рождающихся в атмосфере, сотканной из сигаретного дыма и миазмов идеологии, в соответствии с которой цель всегда оправдывает средства.
Мужчина в элегантном синем костюме заходит в туалет ресторана, игнорируя надпись, сообщающую о том, что тот закрыт. Внутри его уже поджидает тяжеловесный усач, которому он передает желтый как пшеница в солнечном свете конверт (запомните его). Атмосфера напряженна. Вода капает с кончика не закрытого до конца крана. Звук рикошетит от стен в двери кабинок, устремляясь к мрачным лицам мужчин, хранящим молчание. Наконец элегантный мужчина разворачивается, чтобы уйти, когда их милое уединение нарушает уборщик. Усач багровеет, достает пистолет, убивает уборщика и направляет оружие в сторону пижона, тот уворачивается, начинается драка, в которой усач буквально теряет голову и умирает. «Синий костюм» проверяет документы усача и произносит с заметным английским акцентом какое-то ругательство, опознав в убитом своего соотечественника и не найдя при нем того самого желтого конверта.
Это открывающая сцена «Города шпионов» — сериала, содержание которого почти буквально повторяет название. Действительно, здесь каждый второй персонаж — агент. Иногда двойной (как виски, который здесь пьют как воду), иногда обычный, как, скажем, Доминик Купер в костюме-тройке — зрелище симпатичное, но уже набившее оскомину. Мужчину-пижона сыграл именно он. Его персонаж, агент британской разведки с банальным в свете истории английской литературы именем Филдинг Скотт, отозван после убийства соотечественника в Лондон только для того, чтобы быть возвращенным в Берлин для выполнения нового задания — перевозки из восточной части города, контролируемой Советами, друга своего детства — изобретателя Манфреда Циглера. Операция проводится совместно со спецслужбами США и Франции, каждая из которых представлена близким Филдингу героем — давним другом, агентом ЦРУ Конрадом, и тайной любовницей, очаровательной французской шпионкой Севериной Блох. Операция проваливается, Циглер и его семья убиты страшными Штази, а Филдинг обещает найти предателя и отомстить.
В чем «Город шпионов» по-настоящему противоречит канону, так это в методе главного героя — Скотту помогает не блестящий ум или хитрые приспособления, а... интуиция. Именно она находит связь между убийством в туалете, пропавшим желтым конвертом, этаким «макгаффином» всего сериала, и смертью Циглера. «Расследование» Филдинга представляет собой комедию логических ошибок и действий наугад (к счастью для него, его враги еще глупее), которые чудесным образом приводят его к разгадке и взявшемуся из ниоткуда в самом финале актуальному идейному пафосу — символическое разделение Германии Берлинской стеной рифмуется с Брекзитом.
Действие происходит в начале шестидесятых годов в Берлине, до возведения стены. Между Англией, Францией, США и Россией царит недоверие. Строительство Берлинской стены символизировало попытки людей отделиться и оттолкнуть друг друга. И мне кажется, что в определенном смысле мы повторяем их ошибки в современной Европе.
Сюжет «Города шпионов» перетянут побочными линиями, слабо связанными друг с другом, и основной целью Филдинга. Скотт, как и прочие персонажи, — ходячий эрзац, что заставляет с болью вспомнить о другой шпионской роли Купера. В экранизации биографии Яна Флеминга, автора серии романов о Джеймсе Бонде, Купер показывает главного героя как слабого человека, превратившего свои комплексы и нарциссизм в непревзойденную маскулинность «агента 007». В «Городе шпионов» Купер в рамках этой тупой непревзойденности и остается, не позволяя ни на миг усомниться в своей неуязвимости.
Сериал предлагает стандартный набор визуальных клише шпионских фильмов времен холодной войны, забывая о сущностном для жанра игровом элементе, который роднит его с авантюрными романами. Здесь игры в шахматы со связным в парке, мужчины в шляпах, не расстающиеся с пленочными фотоаппаратами, дымящиеся выстрелы из пистолета с глушителем и, конечно же, «старые добрые» нацисты в качестве злодеев. Без игры со зрителем «Город шпионов» со своей непроницаемой серьезностью оказывается гораздо ближе к бондиане (правда, без ее обаятельной наивности), чем к лучшим образцам жанра вроде «Третьего человека» Кэрола Рида. Иначе говоря, смотрится пресно и невыразительно.
Доминик Купер уже не в первый раз исполняет роль шпиона. В сериале 2014 года «Флеминг: Человек, который хотел стать Бондом» он сыграл знаменитого автора бондианы, служившего в разведке.
Несмотря на то, что действие разворачивается в Германии, съемки сериала проходили в Чехии.
У режиссера сериала Мигеля Александра в фильмографии целых два сериала со словом «шпион» в названии — «Красотка шпионка» и «Шпион».
Мне даже не показали его тела. Наверное, он был сильно изувечен. Мне передали только его кольцо. На память. А его убийца вернулся в Германию и сменил имя — исчез.