Жизнь в цифровом раю
Вопрос о том, что же будет с нами после смерти, настолько древний, что отчасти его даже неприлично уже обсуждать. Различные религиозные учения и философские концепции предлагают свои варианты и трактовки — что называется, выбирайте на свой вкус. И многие современные люди, пожалуй, выбрали бы самую высокотехнологичную версию, которая с каждым годом становится все актуальнее.
Еще в 1969 году писатель-фантаст Филип Дик впервые опубликовал, возможно, самый сильный свой роман — «Убик». Действие в нем происходит в будущем, когда люди научились после смерти человека помещать неповрежденный мозг в особую криокамеру, чтобы родственники еще какое-то время могли пообщаться с ним.
Оцифровка сознания сегодня уже не звучит как что-то бесконечно дикое. Значительная часть нашей жизни и так проходит в виртуальном пространстве соцсетей, игр и мобильных приложений. Кого-то это пугает, кого-то — радует, но отрицать стремительное развитие технологий невозможно, а развитие в свою очередь порождает рефлексию.
И вот именно здесь Грег Дэниелс и поставил стартовую точку — на стыке экзистенциального вопроса «а что дальше?» и размышлений о возможностях технологий. Его мир недалекого будущего (всего-то тринадцать лет с момента, как вы читаете этот текст) — на первый взгляд чудесное место: еду можно просто-напросто напечатать, а родные и близкие даже после смерти человека смогут сохранить с ним контакт, как будто он, ну, просто переехал.
Переезжают в цифровую реальность не все, а только те, кто перед смертью успел заключить контракт с одной из фирм, оказывающих такие услуги. Вот как главный герой — 27-летний программист Нэйтан Браун. У него не жизнь, а сказка — любимая работа, достаточно денег, рядом друзья и герлфренд Ингрид. Жить бы и радоваться... Но все это перечеркивает авария — Нэйтан падает с мотоцикла, получая смертельные травмы.
Концепция шоу возникла, когда еще не было Facebook, YouTube и прочего. Я основательно работаю над сценарием с 2014 года, и меня подстегивает именно колоссальный рост и развитие технологий, виртуальной реальности. Мне нравится сама идея цифрового бессмертия — тут много о чем можно поразмыслить.
Ингрид успевает дать ему на подпись договор о переходе в виртуальную реальность. Даже не прочитав его, Нэйтан ставит подпись и приходит в себя уже по ту сторону монитора. Теперь ему предстоит смириться со случившимся, адаптироваться в новом мире и выяснить некоторые обстоятельства собственной гибели.
«Какое-то прям "Черное зеркало"!» — скажете вы, и в принципе будете правы. «Загрузка» также исследует влияние технологий на человечество, обращается к морально-этической стороне вопроса, изучает общество потребления. Только вот шоу делает это на конкретном примере — посмертном существовании в цифровом мире. Еще одно важное отличие — «Загрузка» все-таки комедия, пусть иногда и черная. Так что это отличный вариант для тех, кто так и не осилил «Черное зеркало» именно из-за его жесткой специфики. В «Загрузке», если задуматься, тоже происходит много дичи, но дичь при этом веселая. Мир в сериале немного абсурдный, однако вполне естественный и узнаваемый — не так уж сильно человечество изменится в своей сути в ближайший десяток лет.
Первый сезон оставляет нам очень много вопросов, ответы на которые мы надеемся получить во втором. Чем закончится роман Нэйтана и Норы — его «персонального менеджера», живой женщины — агента поддержки? Почему в виртуальный мир попадает девушка Нэйтана, Ингрид? И кто, в конце концов, приложил руку к гибели Нэйтана?
Судя по интервью Грега Дэниелса, он продумал сразу два сезона. Ему очень интересно исследовать не только влияние ультрасовременных технологий, но и природу человека. По сути, у всех обитателей «цифрового рая» остаются их прежние, «мирские» проблемы, среди которых превалируют жадность и неравенство доходов. К тому же даже в этом чудесном будущем мире далеко не у всех есть доступ к технологическим чудесам, и потенциально это может вызреть в серьезную проблему.
Остается только один важный вопрос. Если подобные технологии оцифровки сознания станут реальными и в нашей стране, будут ли в виртуальном мире точно так же регулярно отключать горячую воду? Ну, для аутентичности, вы понимаете...
Подробнее про первый сезон можно прочесть в нашей карточке.
События происходят в ближайшем будущем — в 2033 году.