Два уже с трудом передвигающихся человека, старческие причитания, сплошной двухчасовой разговор о сути религии и бытия. «Два папы» выглядит как нишевый проект, полностью нацеленный на «религиозную» аудиторию — тех, кто так или иначе вовлечен в жизнь церкви, у кого есть моральный фундамент, эфемерная связь с Богом. На деле же фильм оказался куда более многогранной и богатой на актуальные топики притчей, которую будет интересно внимать даже далеким от католицизма зрителям. Проект рассказывает историю становления ныне действующего Папы Франциска на контрасте с Бенедиктом XVI, занимающим пост Папы до Хорхе Бергольо. Параллели с «Молодым» и «Новым папой» Паоло Соррентино мгновенно всплывают в голове — все те же политические интриги, вопрос реформации церкви и проверка на прочность людей и их веру.
«Должен сказать, что я удивлен успеху картины. Когда я за него брался, то думал, что это будет крайне нишевый проект, только для поклонников католической церкви и всего такого. Однако все заговорили о фильме. Есть много уровней понимания «Двух пап». Например, личный: я сейчас говорю о терпимости. Идея толерантности сейчас крайне актуальна, идея прощения и самопрощения тоже, потому что не только папа Франциск сделал действительно глупые вещи в молодости, но и папа Бенедикт. Таким образом, они оба должны простить себя и смыть грехи друг друга».
Однако «Два папы» — далеко не авторская сатира, какой стал все тот же «Новый папа» с его вплетением эротики в религию, и не попытка отразить вековую религию в новом, тускло-неоновом свете XXI века, но нравоучительная дискуссия со зрителем, полная рефлексии и исповедей. Мейреллиш видит переговоры между двумя мирами, двумя папами как диалог ангела с демоном, черным и белым, святым и порочным. «Два папы» даже не пытается утянуть зрителей в дебри скандалов и избитых для жанра тем — фильм, скорее, размышляет о будущем, о человеческой участи.
Netflix продолжает заманивать в свои проекты культовых звезд. И если в соседней криминальной эпопее Мартина Скорсезе «Ирландец» уже успели засветиться Джо Пеши, Роберт Де Ниро и Аль Пачино, то в «Двух папах» актерский пул, хотя и скромен, но также велик. Слоняясь в стенах Ватикана (пускай и павильонного), Джонатан Прайс и Энтони Хопкинс два часа показывают мастерские игры разума, в перерывах изливая друг другу душу.
«Два папы» — эталонная камерная драма, где зрителя водят из одного завораживающего взгляд зала в другой, постоянно вовлекая в разговоры, но при этом не нагоняя скуку. Проект от и до держится на двух актерах, играющих не столько исторических личностей, сколько самих себя — простых стариков, интеллектуально критикующих окружающий мир. И их доводы будут понятны любому: фильм поднимает вопросы толерантности и добродетели, размышляет о месте религии в современном обществе. Аргументы героев интересно слушать, а к заключениям хочется прислушиваться.
«Мы не сидели и не задавались вопросами вроде: "Почему он это говорит? О чем он думает?" Все было понятно из сценария. Фернандо создал атмосферу, в которой все становилось просто. Все казалось почти совершенно естественным. Он не давал нам указаний делать что-то определенным образом. Он четко знал, как хочет, чтобы все выглядело в конечном итоге. Он дал нам полную свободу.
В то же время «Два папы» препарируют личность Франциска, исследуют характер и заглядывают в прошлое Папы Римского, умудряясь не омрачить даже самые темные моменты из его биографии. Актер Джонатан Прайс будто понимает трагическую судьбу своего персонажа и максимально трогательно передает горечь Франциска, отчего мы, как зрители, принимаем его моральные терзания.
Сценарист Энтони МакКартен уже в четвертый раз обращается к истории и жизни великих личностей, однако впервые рисует портрет непорочного человека. Это не полный контрастов образ Фредди Меркьюри, не монументальная фигура Уинстона Черчилля и не захватывающий гениальным умом Стивен Хокинг, которых сценарист писал в предыдущих работах. В «Двух папах» МакКартен берет на себя непосильную задачу — рассказывает историю обычного религиозного человека, чье величие заключается исключительно в простоте и непредвзятости к кому- или чему-либо.
И даже такого, казалось бы, ничем не примечательного человека МакКартену удалось раскрыть, зарыться в глубины его прошлого и по итогу указать на яркий облик Папы, а самое главное — привлечь к его личности внимание зрителя. И пока Соррентино придумывает новый формат обращения к религии на экране телевизоров, Фернанду Мейреллиш, кажется, уже задал его в кино.
Джонатан Прайс настолько сильно внешне похож на Франциска, что в день избрания нынешнего Папы Римского актеру написал сын с вопросом «Отец, тебя избрали папой?»
Режиссер фильма Фернанду Мейреллиш отобрал на роль Франциска Джонатана Прайса только потому, что наткнулся на него во время просмотра фотографий Папы Римского в интернете, среди которых мелькали снимки актера.
Изначально фильм назывался просто «Папа», однако агент Энтони Хопкинса настоял, чтобы название сменили на «Два папы».