При первом рассмотрении «Жуки» кажутся непритязательной комедией низкого пошиба про то, как столичные хипстеры будут из серии в серию попадать в коровьи лепешки в деревне. Но, переступив через наивный синопсис про трех стартаперов, которые вместо суровой армии отправляются на альтернативную службу в глушь в надежде доделать приложение, уже практически проданное инвестору за оглушительную сумму, и неубедительный каст (в главных ролях новички, разве что Вячеслава Чепурченко можно помнить по роли молодого любовника героини Елены Лядовой в «Изменах»), просто дайте шанс этому проекту.
Итак, трое стартаперов призывного возраста разработали дейтинг-приложение, которое определенно должно произвести революцию на рынке подобных услуг, и даже договорились о продаже за нестыдную сумму с прогрессивным инвестором. Оставалось только с помпой представить свое творение на презентации. Плевое дело для Никиты – предводителя троицы и «великого комбинатора»: он и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет, и вообще выйдет сухим из любого дерьма. Но друзья в час X подкинули своему лидеру парочку проблем. Пухлячок и недотепа Дэн, который никак не может распрощаться с порядком поднадоевшей девственностью, в очередной попытке познакомиться с девушкой меняет настройки в приложении и таким образом срывает обреченное на успех выступление Никиты. А следом дизайнер Артемий, молодой человек тонкой душевной организации, внезапно обнаруживает, что назначил свидание на презентации не прекрасной незнакомке, а представителям военкома. Те подхватывают всю троицу – и прямиком на призывной пункт. Там Никита, у которого в голове маячат миллионы за без пяти минут продажу приложения, находит кажущийся гениальным на первый взгляд выход из ситуации – отправиться на альтернативную службу в деревню, чтобы там спокойно доделать приложение, получить за него деньги и откупиться от армии. Ситуация усугубляется тем, что у Никиты на носу свадьба с дочерью депутата и пропустить бракосочетание вообще не вариант.
"Жуки" — это одна из тех настоящих комедий, которая полностью соответствует телеканалу ТНТ. Главные герои живут где-то в онлайне, в мире гаджетов, и, как мне кажется, вынужденная поездка в деревню идет им только на пользу. Думаю, что важно иногда одергивать себя и возвращаться к реальности, отрываться от телефона и компа. Многие себе этого позволить не могут, так как должны находиться в постоянном доступе 24 часа в сутки, а раз так, то можно посмотреть на эту жизнь со стороны. Да, они
крутые разработчики, могут зарабатывать миллионы, но при этом попадая в деревню теряются и не способны обеспечить даже свои минимальные потребности. И тут каждый может задать себе вопрос: "А что, если я однажды оказался бы на их месте, как бы я поступил в той или иной ситуации?" Не гугля и не спрашивая у Сири или Алисы, а рассчитывая только на свои силы.
Не предвещающие ничего нового деревенские приключения Труса, Балбеса и Бывалого на деле оказываются классическим и очень добрым романом воспитания, внезапно показанным на ТНТ. Да, туалетный юмор и шутки ниже пояса присутствуют. Например, эпизод, когда инвестор в исполнении Игоря Верника должен прятаться от преследователей в дерьме в деревенском сортире, будто подсмотренный в «Охотниках за головами» норвежского режиссера Мортена Тильдума. Или ситуация, когда нерадивый Дэн вынужден засунуть телефон в задний проход коровы на ферме, а потом выуживать его оттуда с помощью слабительного. А еще романтические похождения Артемия, который не нашел ничего лучше, как предаваться любовным утехам с женой только что вышедшего из тюрьмы деревенского авторитета. Апогеем можно назвать сцену, когда Никита соглашается позировать местному сумасшедшему, считающему себя художником, голым на лошади, а она внезапно понесла по лесам и долам.
В сериале в придачу к скользкому юмору очень много буффонады. Но все это не раздражает, а, скорее, вызывает умиление. Это чувство, наверное, сродни тому, как родители относятся к милым шалостям своих детей. Фокус в том, что за всем этим развеселым цирком с конями ненавязчиво поднимаются важные и предельно простые вопросы, на которые в любую эпоху несмотря на контекст должны дать себе ответы неокрепшие умы. Что такое любовь и дружба? Как они гармонично могут соседствовать друг с другом? Где заканчивается слабость и начинается предательство? Чем может обернуться обман?
Собственно, Жуки – это ведь не только название деревни, куда волею судеб занесло главных героев, но и их главный грех, за который по законам драматургии они должны расплатиться и получить урок. И прелесть этой истории в том, что сценаристы наказывают персонажей дозированно и растягивают удовольствие для зрителей наблюдать за превращением мальчиков в мужчин.
«В процессе съемок выживали вместе с нашими героями. Только нам было не так весело. Безусловно, возникали какие-то бытовые трудности, но поскольку мы были полностью в рабочем процессе, то не обращали на них внимание. Особенно много проблем доставляли клещи, комары, осы, пчелы, слепни, мошкара, муравьи. Короче, у нас претензии ко всем насекомым. Кроме жуков, конечно».
Помимо архетипических образов главных героев на сюжет работают яркие, в лучших традициях Гайдая или Рязанова второстепенные персонажи: деревенский участковый Маслов в исполнении Максима Лагашкина, женщины в активном поиске любви от Светланы Листовой и Екатерины Стуловой, принципиальный ветеринар, лихо сыгранный Анатолием Журавлевым, наконец – священник, роль которого исполнил Виктор Бычков. Все они делают историю предельно самобытной. И чувствуется в ней своеобразный привет деревенской прозе – Валентину Распутину и Василию Шукшину, которые в своем творчестве зафиксировали ту самую уходящую натуру, удивительные и неповторимые характеры, коих, кажется, уже не сыскать в мире, напичканном смартфонами, соцсетями и прочей мишурой и блестками. А вот все-таки создатели «Жуков» решили доказать нам, что, кто ищет, тот всегда найдет.
«Жуки» были самым успешным запуском среди всех сериалов на ТВ в 2019 году.