В мире Дикого Запада все по расписанию. Долорес (Эван Рэйчел Вуд) взирает на вечнозеленую долину, строит планы на день и вдохновенно слушает тираду собственного отца о семейных ценностях и том, что все идет своим чередом. На поезде в этот тихий городок Свитуотер прибывает Тедди (Джеймс Марсден). Где-то в горах прячется местный бандит, появление которого тем же вечером нарушает романтическую идиллию Долорес и Тедди. Отца и мать девушки убивают. Тедди вступается за возлюбленную, но все они не могли подумать о появлении другой угрозы — некоего гостя в черном (Эд Харрис), который ведет пространные разговоры о том, что после стольких встреч можно было бы что-то и запомнить. Его не берут пули, Тедди оказывается повержен, Долорес насилуют в амбаре. Все это — часть развлечения для богачей, а населяют Свитуотер — андроиды. После обновления системы, в котором прописано нарушение сценария, действие идет не по плану, а искусственный интеллект, кажется, вот-вот обретет сознание.
«Я убеждена, что некоторые вещи по ходу развития сюжета просто невозможно угадать. Их надо объяснять, иначе зритель просто не поймет. У него может зародиться предчувствие, но пока оно не подкрепится происходящим на экране, то просто не будет иметь смысла».
Можно было бы похвалить связку шоураннеров, состоящую из супругов Джонатана Нолана и Лизы Джой, за оригинальную концепцию, но «Мир Дикого Запада» — это ремейк одноименного фильма Майкла Крайтона, знакового и прорывного для жанра. Все лучшее и в отношении мифологии, и логики инновационного парка развлечений было без зазрения совести позаимствовано оттуда. Однако взамен Нолан-Джой готовы предложить разве что классический пассаж про «снятся ли сны электроовцам». Что автору сценария удается, — примерно так же, впрочем, как и его родному брату Кристоферу, — так это преподнести тот или иной сюжетный твист, свести таймлайны вместе, открыть зрителю глаза на истину достаточно эффектно, чтобы отвлечь от прочих уязвимостей драматургии. Андроиды вольно перемещаются по коридорам лаборатории, действующие лица среди администрации парка абсолютно разрозненно разгуливают по своим владениям, занимаясь скорее собственными проблемами, чем решая те вопросы, что стоят на повестке дня. Можно было бы списать все на масштабную метафору человеческой пресыщенности упоительным всевластием, но агрессором в этом аспекте выставлен только доктор Форд (традиционно могучий Энтони Хопкинс).
«Мир Дикого Запада» в большей степени посвящен вопросу эмпатии. Однако открытым остается вопрос позиционирования. Зрителя вынуждают испытывать эмоции сострадания к андроидам, проводя их через нечеловеческие истязания — от изнасилований до смертоубийств. Однако, когда искусственный интеллект сам с упоением проявляет садистские наклонности, это позиционируется как полноправное противодействие сегрегации. Чтобы сопереживать механизированным куклам так же, как людям, нужна вполне понятная история, развитие которой позволит роботу обретать человеческие черты.
«Я не могу поверить в то, что каждое утро выходил на съемочную площадку и видел сэра Энтони Хопкинса... Это странно. И он так же взволнован, как и любой другой человек на съемочной площадке. Нет никакого разделения между такими великими актерами и теми, кто еще не достиг подобных высот. Мы просто счастливая семья художников, пытающихся сделать что-то классное».
Но «Мир» распадается на ряд более и менее удачных сюжетных арок. Есть, например, дублирующие друг друга истории андроидов, мучимых искусственными флешбэками, когда повторяются даже обстоятельства. Равно как и мотивы богочеловека не заходят дальше безграничной власти и упоения оной. Первый сезон — это, скорее, упражнение в жанре одновременно сай-фая и вестерна. Последний удается получше: неочевидные решения с каверами house of rising sun и paint to black, под которые придуманы две наиболее масштабные перестрелки в сериале, будут посвежее, чем обструкция за секс с андроидами на рабочем месте и прочее превышение полномочий. Не получается высказывания ни о разуме, ни о пагубной силе власти — Нолану с Джой остается убивать и снова воскрешать своих персонажей, чтобы связать все это вместе. Но если у андроидов в «Мире Дикого Запада» всегда есть второй шанс на починку, то сериал уже не исправишь: вроде бы все детали на месте, но что-то не работает.
Сериал снят по мотивам одноименного фильма Майкла Крайтона.
Джонатан Нолан — брат Кристофера Нолана.