Первый сезон сериала-антологии с беззастенчивым названием «Настоящий детектив» (создатель Ник Пиццолатто), который сегодня считается настоящей современной классикой, полностью демонтировал классический детектив, а затем ловко собрал его обратно, протащив зрителя через катарсический ад. Он задуман как сложная кинематографическая игра, в которой противопоставлены четыре точки зрения и параллельно развиваются четыре истории.
Первая — расследование ужасных убийств, которое в двух временных пластах ведут напарники-детективы. В это время из третьего временного отрезка ведется расследование уже их действий – кто эти герои и что они тогда сами наделали: легально и нелегально, официально и неофициально. Также мы отрывочно наблюдаем обычную, повседневную жизнь детективов (с помощью Марти Харта – героя Вуди Харрельсона). Между тем через историю нигилиста Раста Коула (Мэтью Макконахи) всех персонажей постепенно затягивает черная экзистенциальная дыра (с диалогами вроде «Надеюсь, старушка ошибалась. – Насчет чего? – Что смерть — это не конец»).
Все, что я посмотрел и что полюбил за 36 лет моей жизни, вероятно, каким-то образом повлияло на меня. Например, речь Коула о времени и пространстве – это "вечное возвращение" Ницше. Слова "время – это круг" принадлежат немецкому философу. Но еще здесь ощущается влияние квантовой космологии и теории струн… А если не такие высоколобые ориентиры?
С одной стороны, сериал – настоящий, увлекательный и напряженный детектив, который в то же время со своей непростой связью и перекличками между историями играет в жанр и сам себя анализирует. А вся эта многослойность и сложность визуально поддерживаются окружающей обстановкой — неспокойной природой Луизианских болот, нависающими над водой кипарисами, обросшими испанским мхом, рваной архитектурой и обугленными острыми досками сгоревшей церкви (оммаж «Иванову детству» Тарковского).
Кстати, сначала Пиццолатто, сам выросший в Луизиане, планировал сделать местом действия Арканзас, но все же съемки были судьбоносно перенесены в самое сердце американской южной готики, о которой когда-то писали Фолкнер, Трумен Капоте и Кормак МакКарти (говорят, из-за налоговых льгот).
Я не хотел делать то, что уже делали другие, – сочинять еще один сериал про серийного убийцу. Я хотел посмотреть на отношения между двумя моими героями и на то, как они менялись со временем. А еще поместить все это в новое и неожиданное для телевидения пространство.
Мы знаем, что реальность, вероятно, не соскользнет окончательно в галлюциногенный кошмар, но изображение постоянно балансирует на грани состояний: ставшая уже знаменитой и одной из вершин телевизионного искусства шестиминутная, снятая одним планом сцена перестрелки и побега Коула в финале четвертого эпизода словно воронкой затягивает своей ирреальностью и одновременно пульсирующей «документальностью». Невероятно сложный с технической точки зрения эпизод удалось снять с седьмого дубля. Ощущению полного погружения способствует мастерски исполненный, хрупкий момент, когда камера следует за Коулом через забор (оператора с облегченным стедикамом перенесли с помощью крана).
Культовыми стали и титры «Настоящего детектива» (которые с тех пор не раз повторялись и пародировались), которые точнейшим образом уловили суть первого сезона – зыбкость и зябкость окружающего мира с его неизбывно присутствующей экзистенциальной подложкой, лиричную мрачность и безысходность: лиц не видно, только тени, индустриальные пейзажи, кресты, рога и огонь.
История Раста и Марти уместилась в восемь серий. Второй сезон расскажет уже о других героях. Но именно первый сезон проекта во многом открыл эру детективных сериалов как законченных кинематографических произведений, которые и по содержанию, и по форме могут не только сравниться, но и превзойти большое кино.
По сценарию Растин Коул – атеист, а Марти Харт – верующий, тогда как в реальности все наоборот: Мэттью Макконахи придерживается христианской веры, а Вуди Харрельсон ни во что не верит.
Чтобы подготовиться к роли, Мэттью Макконахи написал 450-страничный трактат под названием «Четыре ступени Растина Коула», в котором проанализировал эволюцию своего персонажа.
«Настоящий детектив» – один из самых высоко оцененных сериалов всех времен и один из немногих, которому удалось привлечь более десяти миллионов зрителей, даже несмотря на то, что проект не для семейного просмотра.