18+

Откуда ты родом?

Mogul Mowgli
Дата выхода
5 ноября 2020 года
Страна
Великобритания, США
Жанр
драма, музыка
Режиссёр
Бассам Тарик
Телеканал/Видеосервис
BBC Films
Продолжительность
1 ч 30 мин
5
В ролях
Риз Ахмед
Зед
Аиша Харт
Бина
Али Хан
Башир
Анжана Васан
Васим
Набхан Ризван
RPG
1
Рейтинг
6.4 /10Рейтинг кинокритиков
7 /10Пользовательский рейтинг
Моя оценка: 4 (рейтинг скоро обновится)
Список кинокритиков
Галерея
5
О Фильме
Флоу идентичности
Читать
Цитаты
Все цитаты
Описание

Флоу идентичности

Зед — сумрачный рэпер из Пакистана, обосновавшийся в Нью-Йорке, в текстах которого едва ли наскребется что-то о sex&money, зато с лихвой хватает политических стейтментов разной степени резкости, а также немало автобиографического и крайне щемящего. До славы и признания Кендрика или Дрейка еще очень далеко, однако на горизонте брезжит не самая призрачная надежда на будущий европейский тур. Но жизнь вносит свои существенные коррективы, и история успеха превращается в историю болезни и борьбу с ней на фоне непрекращающихся поисков собственной идентичности. 

Драма режиссера Бассама Тарика «Откуда ты родом» начинается с тихой по интонации, но важной для всей последующей драматургии картины сцены молитвы Аллаху главным героем Зедом. В миру же рэпера зовут Захир, и в его жизни за пределами баттлов присутствуют сложные отношения с семьей, которая живет в Лондоне. Отец с матерью, мягко говоря, не в восторге от музыкальной карьеры сына, так как это противоречит по дефолту исламу. Много позже медитативные, самоуспокаивающие слова, обращенные к Богу, трансформируются в мощный, под перегруженный бит, речитатив, обращенный ко всем и каждому. Таким образом картина фиксирует присущую мятущемуся антагонисту всю двойственность его личности, порой на грани патологических противоречий, без которых он, впрочем, перестает быть по-настоящему цельным. 

Возникает и неожиданное уравнивание рэпа с молитвами, с той лишь разницей, что для Зеда рэп является скорее десакрализирующим инструментом высказываний. Примечательны в этом плане две сцены, на которых режиссер стремится заострить зрительское внимание: встреча с фаном в переулке, которая становится основой для фристайла, и финальное объяснение с отцом, правильные слова для которого Зед находит в своем же радийном хите. В обоих эпизодах рэп — политически заряженный и очень индивидуалистский — выступает как едва ли не самое адекватное средство коммуникации в обществе, где для самого Зеда все эти коммуникации тем или иным образом объективно нарушены.

Личное и политическое в картине смешано до состояния размытости границ, причем буквально — когда на героя под действием препаратов накатывают сюрреалистические видения. Они иллюстрируют весь его внутренний раздрай и то характерное беспокойство любого творческого человека, которому чрезвычайно сложно вообще жить, отхаркивая по отношению к себе поверхностность и ксенофобию на пару с колониалистским мышлением. Впрочем, обычное внутреннее состояние Зеда — быть в конфликте: с самим собой ли, со всем миром, с родственниками, с другими рэперами, концертным менеджером... Список практически бесконечен, поскольку Захиру сложно дать четкий ответ на вопрос: а кто он, собственно?   

Этот фильм — горько-сладкое любовное письмо к родному дому, откуда, такова наша судьба, мы пытаемся сбежать.
Риз Ахмед, актер
 

Драматургический конфликт, впрочем, оказывается в картине чуть более многослойным, чем это видится поначалу. И, безусловно, многословным. Невозможно, снимая кино про рэпера, не показать нутрянку баттлов и вообще хоть краем глаза не зацепить сам механизм рождения рэпа из сгущенной в перманентном хаосе окружающей действительности. Тарик и Ахмед постепенно нанизывают на нарратив фильма новые узлы конфликтов, заодно лишая главного героя возможности полноценно выступать и ставя де-факто его перед жутчайшим лицом новой реальности. Зед неоднократно в картине занимается тем, что можно назвать конструированием собственной идентичности. И если вначале перед зрителем предстает ищущий успеха музыкант, нащупавший свой стиль и подачу, то после того, как у героя обнаруживается неизлечимое аутоиммунное заболевание, персонажу буквально приходится начинать все с чистого листа. 

Риз Ахмед, выступающий в фильме Бассама Тарика «Откуда ты родом» не только как исполнитель главной роли, но и в качестве сценариста и продюсера, во многом списал образ Зеда с себя. Конечно, это не тотальный перенос на экран личного опыта, но на поверку действенная ауторефлексия, ставшая в итоге бенефисом для Риза Ахмеда, прямо проговаривающего с экрана слова о том, каково это быть пакистанцем в Великобритании или мусульманином в США. В свою очередь, вдумчивой режиссуре экс-документалиста Бассама Тарика присущ пресловутый фристайл. Киноязык ленты аутентичен внутренней сути героя, и сквозь тонкую кожу динамичного монтажа и визуальных клипмейкерских изысков в духе видеоработ Мелины Мацукас прорывается наружу то, что некогда именовалось «новой искренностью», даром что это всего лишь трансляция простой мысли — нужно всегда быть лишь самим собой.

В 2020-м фильм получил приз ФИПРЕССИ на Берлинском кинофестивале

Mogul Mowgli - Official Trailer | Out 30th October 2020
Риз Ахмед
Зед
Аиша Харт
Бина
Али Хан
Башир
Анжана Васан
Васим
Набхан Ризван
RPG
Антон Фомочкин
Ксения Ильина
Анна Стрельчук
Зинаида Пронченко
Дмитрий Барченков
Алексей Филиппов
Алиса Таежная
Анастасия Гладильщикова
Анна Сотникова
Наталья Серебрякова
Евгений Ткачев
Всеволод Коршунов
Юлия Шагельман
Наиля Гольман
Максим Заговора
Татьяна Алешичева
Вера Аленушкина
Егор Москвитин
Meduza, Esquire
5.5
Противостояние
(1 сезон)
Кларисса
(1 сезон)
6.5
История бранных слов
Никто
Кайфтаун
(2 сезон)
Ванда/Вижн
(1 сезон)
Убивая Еву
(4 сезон)
8.3
Американская история преступлений
(1 сезон)
Читайте также
Образ жизни — 18:30, 6 апреля
Ностальгия врывается в чат. Каким был мой первый компьютер: реальные истории из 90-х и нулевых Читать
Новости — 14:32, 9 апреля
«Дедлайн: вчера» и «Выгорание»: появились ароматы для особо трудолюбивых Читать
Новости — 18:36, 17 апреля
Netflix запускает сериал о том, как перестать смотреть сериалы и, наконец, заснуть Читать
Новости — 17:13, 17 апреля
Настя Ивлеева стала попечителем благотворительного проекта «Помощь» Никиты Кукушкина Читать
Новости — 16:14, 17 апреля
Apple потратит 200 млн долларов на создание фонда для борьбы с изменением климата Читать
Хочу ещё