Ностальгия по 80-м, ставшая устойчивым трендом последних нескольких лет, нашла выражение уже во втором по счету сезоне «Черного понедельника» — сумасбродной и как будто бескомпромиссной комедии про безумцев с Уолл-Стрит с горами белого вещества, представительницами древнейшей профессии и другими атрибутами эпохи, требующими использования эвфемизмов. В общем старые добрые 80-е, почти как в «Волке с Уолл-Стрит». Только без Лео. И виртуозной режиссуры. И многого другого.
Первый сезон, позволим напомнить, заканчивается на собственно «черном понедельнике» — одном из крупнейших финансовых кризисов в истории, обратный отсчет к которому велся на протяжении всего сезона. Главные герои разошлись в разные стороны: Мо Монро, на которого завели дело, пришлось бежать, а подставившие его Доун и Блэр, срежиссировавшие «черный понедельник», разбогатели и прибрали к рукам его фирму.
Второй сезон продолжает эту линию. Пока избавившийся от афро Мо, находясь в изгнании в Майами, прячется в дешевом отеле и отращивает длинные волосы, Доун и Блэр наслаждаются (не)заслуженным триумфом. Правда, вся слава достается последнему, ведь Доун — женщина, да еще и афроамериканка. Герои пускаются во второй круг ада, повторяя события первого сезона — подставляют друг друга, обманывают, плетут интриги, создают союзы, только чтобы их нарушить, — все ради своих мелких в общем-то целей. Сдобрено это крепкими, как Glenn McKenna, выражениями в духе Ари Голда из незабвенного «Антуража», которыми героев щедро снабдили сценаристы, и заботливо воссозданной атмосферой эпохи: то и дело звучат хиты вроде Kokomo The Beach Boys или Running With The Night Лайонела Ричи, в то время как из телевизора мечет проклятья телепроповедник, не покидающий самолета, чтобы быть ближе к богу.
Все это очень мило, но немного бестолково. Герои, несмотря на то что постоянно что-нибудь предпринимают, раскрываются не слишком сильно (ну разве что-то на пару сантиметров), и то несколько искусственно. О Мо мы как будто узнали все что нужно еще в первом сезоне, Доун меняет линию поведения чуть чаще, чем флюгер свое положение в ветреный день, а Блэр… что ж, за два сезона он из вполне безобидного «маленького человека», которого хочется обнять и напоить стаканом теплого молока, превратился в законченного социопата: в первом сезоне он осознал свою гомосексуальность, а во втором убил своего отца. Пугающая прогрессия.
Создатели сериала предприняли героическую попытку вплести современный контекст в чуждую ему эпоху. Так, Доун уволила из фирмы всех мужчин, кроме двух самых отъявленных мизогинистов Уэйна и Ясира, и наняла вместо них женщин. Попытка неудачная не столько с идейной точки зрения, сколько со сценарной: вся линия Уэйна и его борьбы за права белых мужчин не только никчемна, но, что много хуже, совсем не связана с другими сюжетными линиями. Неуклюже выглядят и ехидные намеки на всевластие белых мужчин — один из героев, попав в тюрьму для «белых воротничков», исполняет вместе с другими заключенными песню про то, что, если ты белый (слово «воротничок» они опускают), тебе все сойдет с рук. Номер, кстати, чудесный, немного напоминает подобную сцену во втором «Паддингтоне» (вот уж сравнение!) и повышает и без того высокий градус абсурда, который, что вполне логично, обратно пропорционально снижает уровень достоверности. В другой сцене содержится явный намек на детей нынешнего президента США, показанных маленькими перверсивными дикарями, — критика Трампа уже настолько общее место, что даже упоминать об этом неловко. Это выглядит, как сатира, звучит, как сатира, но все же не помогает побороть зевок.
Довольно бесхарактерен второй сезон и с точки зрения структуры. Главной особенностью первого сезона была постоянная игра с ожиданием — в начальном кадре была показана концовка, в которой неизвестный разбивается о крышу припаркованного у небоскреба суперкара. Единственный знак, по которому его можно было опознать, — зажим для галстука, переходящий от одного персонажа к другому и заставляющий зрителей гадать, кто же именно в итоге свалится с финансового пьедестала. Второй сезон заставляет ждать разве что своего окончания. Проникнуться симпатией к главным персонажам сложнее с каждым эпизодом.
Не хотелось бы упоминать всуе товарища Шекспира, но «Черный понедельник» — это еще один случай much ado about nothing. Так что просмотр его, вероятно, можно рекомендовать людям, не переносящим тишины, ну или являющимся поклонниками Дона Чидла, Реджины Холл, Эндрю Реннеллса, Пола Шира или Кена Марино, которые весьма убедительно играют своих неубедительных и несколько мультяшных персонажей.
Подробнее про события первого сезона можно прочесть в нашей карточке. У сериала также уже вышел третий сезон.
Скорость воспроизведения финальных титров замедляется все больше в каждом последующем эпизоде.
Кейси Уилсон и Кен Марино вместе снимались в телесериале «Выходи за меня замуж».