Майк Флэнеган создает эталонный сериал на стыке хоррора и драмы
В погоне за американской мечтой о собственном доме супруги Хью (Генри Томас / Тимоти Хаттон) и Оливия (Карла Гуджино) Крейны с пятью детьми переезжают в старинный особняк «на отшибе среди холмов» (так говорится в одноименном романе Ширли Джексон). Можно сразу догадаться, что обветшалый дом нужен им вовсе не для проживания. Они решают отремонтировать Хилл-Хаус собственными руками и с выгодой перепродать, чтобы построить собственный дом по эскизам Оливии. Однако весь процесс внепланово затягивается. Скоро от страшных сверхъестественных явлений все члены семьи будут сходить с ума. Но в будущем (спустя почти 30 лет после роковых событий) происходит трагедия, и семейство Крейнов (уже в неполном составе) вновь вынуждено воссоединиться. А заодно разобраться, что же тогда произошло.
С первоисточником в виде одноименного готического романа 1960-х американской писательницы Ширли Джексон режиссер и сценарист Майк Флэнеган работает крайне вольно. Даже несмотря на то, что «Призрак дома на холме» стал эталонным и успешным еще при жизни самой Джексон, а под ее влиянием находился как классик фантастики Ричард Мэтисон, так и плодовитый мастер хоррора Стивен Кинг. Тогда стало ясно — чтобы роман переместился на экран, ему нужно дать лишь немного времени. Дебютная и успешная экранизация книги состоялась через четыре года после ее выхода — в 1963 году. The Haunting («Призрак дома на холме» в русской версии) стал популярным не только среди зрителей, но и критиков. Однако последовавший за ним ремейк 1999 года уже стал провальным. Но Флэнеган не следует ничьим примерам, от корней пересматривая концепцию романа. Темпом повествования он задает собственную форму, позволяя многосерийному фильму сохранять интригу на всем его протяжении.
Забегая чуть дальше — серьезным шагом в «Призраках дома на холме» становится далеко не новый, но интересный параллельный монтаж двух таймлайнов. Подменяющие друг друга сцены, дислоцирующиеся в разных временных отрезках, воспринимаются флешбэками (во всяком случае, так кажется до поры). В прошлом — члены семьи вот-вот переехали в особняк Хилл-Хаус, распаковали вещи и успели повстречаться с невидимыми обитателями дома. В настоящем — повзрослевшие герои до сих пор не могут избавиться от навязчивых призраков. Успешного старшего сына-писателя Стивена (Михиль Хаусман) грызут личные переживания. Старшая дочь Ширли (Элизабет Ризер) управляет похоронным бюро и чувствует за собой постоянную вину. Нелл (Виктория Педретти), которую с детства одолевает один и тот же кошмар в виде женщины с кривой шеей, сидит на антидепрессантах. Люк (Оливер Джексон-Коэн) — брат-двойняшка Нелл, пытающийся с помощью наркотиков стереть воспоминания о Хилл-Хаусе. Средняя дочь Теодора (Кейт Сигел) восприимчива к любым прикосновениям, поэтому ее руки всегда в перчатках.
«Призраки дома на холме» превращаются в сюжетно закольцованный психологический триллер, а затем и вовсе в трагедию. Конечно, Майку Флэнегану помогли набить руку его прошлые — не менее удачные — работы. Из его репертуара моментально вспоминаются «Игры Джералда» (2017) и, чуть позже перенесенный на экран, «Доктор Сон» (2019) — ленты, снятые по книгам Стивена Кинга.
Флэнеган совместно с художником-постановщиком Патрицио М. Фарреллом сконструировал образ Хилл-Хауса в жутких готических локациях, невозмутимо погружающих зрителя в атмосферу событий (по культовому образу кубриковского «Оверлука»). То же самое можно сказать и про саундтрек братьев Ньютонов, неустанно сотрудничающих с Флэнеганом и работающих исключительно в жанрах ужасов и триллеров. Их музыка эмоционально сбалансированна, а местами способна поражать невообразимой чувствительностью.
Вполне вероятно, что «Призраки дома на холме» можно трактовать как анатомически точную аллегорию на жизнь в многогранном и сложно устроенном обществе. И, безусловно, призраки прошлого — неотъемлемая часть существования любого человека, что изобретательно подчеркивает сам Флэнеган. По итогу же совокупность драматургических и технических средств, красиво используемых в сериале, позволяет смело называть его одним из лучших представителей жанра.