Сказка про монастырь в богом забытом месте
В 1939 году английская писательница Маргарет Румер Годден, издававшаяся под именем «Румер Годден», выпустила свой первый бестселлер — книгу «Черный нарцисс». Писательницу очень интересовала тема женщин в религиозных общинах, именно этому и посвящена книга. Успех произведения привел к тому, что в 1947 году его экранизировали британские режиссеры Майкл Пауэлл и Эмерих Прессбургер.
И вот теперь, более 70 лет спустя, на экраны выходит одноименный мини-сериал — адаптация все того же романа Румер Годден, ремейк фильма, в свое время получившего множество наград.
Действия разворачиваются в последние годы британского правления в Индии. Группа из пяти монахинь во главе с молодой и амбициозной сестрой Клодой (Джемма Артертон) отправляется в Мопу — отдаленный район Гималаев, где на вершине утеса стоит дворец, когда-то называвшийся «Дом женщин», — здесь находился гарем одного из правителей. Монахини должны организовать тут школу и больницу, а еще избавить дом от дурной славы.
В самом начале миссии монахинь предупреждают о различных трудностях, но они откровенно недооценивают ситуацию. Только в процессе строительства монастыря приходит понимание, что эта задача им не по силам. Социальная изоляция, болезни, зловещая атмосфера прошлого, отношение местного населения — все это обрушивается на монахинь, и особенно сильно страдает сестра Рут, которая до приезда сюда не отличалась эмоциональной стабильностью. Но не только на нее влияет дворец и его история — кажется, во всех героинях начинают пробуждаться запретные желания, а тайны прошлого так и норовят свести с ума.
В итоге миссия, без преувеличения, оборачивается катастрофой, и монахини оказываются перед непростым выбором: сдаться и уйти или же остаться и рискнуть своими жизнями.
На первый взгляд кажется, что в новом сериале гораздо больше хоррора, чем в экранизации 47-го года. Однако призраки прошлого здесь присутствуют исключительно в метафорическом смысле, и, несмотря на весь саспенс и тревожную, натянутую атмосферу, это не страшилка про дом с привидениями. «Черный нарцисс» — в первую очередь история о человеческих страхах, о кошмаре подавленной сексуальности, о тайнах, сокрытых в прошлом.
«Черный нарцисс» написан женщиной, сценарий адаптирован женщиной, режиссер тоже женщина, да и в центре сюжета — женские персонажи. В сегодняшнем мире, где фем-повестка активно отвоевывает права, это вовсе не удивительно, в отличие от того, насколько проблемы женщин в 30-е годы могут быть актуальными и сегодня. Невзаимная влюбленность, соперничество за мужчину, сопереживание больному ребенку — все это могло бы произойти и теперь. В новом сериале лучше картинка и спецэффекты, больше откровенных сцен — но в основе все еще лежит глубокая психологическая драма, завязанная на неудовлетворенности и подавлении своей природы.
Джемма Артертон, сыгравшая сестру Клоду, как раз об этом и говорила в одном из интервью, отмечая, что персонаж с ней срезонировал. Как и ее героиня, Артертон привыкла всегда все контролировать и во всем преуспевать, даже если это означает подавление своей истинной, дикой и чувственной природы. Сестра Клода в попытке убежать от самой себя направилась в монастырь, но даже самые строгие ограничения не могут ничего поделать с памятью о прошлом.
Не хочется упрощать посыл, но по факту «Черный нарцисс» — во многом история о запретной любви. И о вере — все испытания, которым подвергаются монахини, проверяют на прочность их любовь к богу и готовность служить ему. Удивительно, насколько ярко все эти психологические аспекты раскрываются именно в таких декорациях — в изоляции, вдалеке от социума, и насколько неуютно следить за этими открытиями. Да, «Черный нарцисс» — не хоррор в прямом смысле слова, но страхи в нем куда более реальны и осязаемы, чем кажется на первый взгляд.