Все чудесатее и чудесатее: теперь на Диком Западе
Имя Саймона Рича, писателя, сценариста и создателя «Чудотворцев», вызывает непременные ассоциации с ненавязчиво теплым и подчас абсурдным юмором — достаточно вспомнить одну из написанных им историй, рассказанную от лица Оатси, лошади героя Американской революции Пола Ревира, прославившегося благодаря скачке из Бостона в Лексингтон и чудом избежавшего встречи с британскими отрядами, о приближении которых он и сообщил мятежникам.
Знаковое событие, овеянное по американской традиции мифами и легендами. Однако Рича в этой истории привлекла позиция, и это весьма характерно, лошади — немого и забытого героя, без которого 39-летнему Ревиру пришлось бы бегать по округе Бостона, что было бы не только неэффективно, но и крайне неэффектно (а какой урон это бы нанесло имиджу Американской революции).
Особенность Рича обращать внимание на тишайших героев и давать им голос прослеживается и в других его произведениях — романах What’s in God’s Name? и Revolution, послуживших материалами для экранизаций двух сезонов «Чудотворцев». В первом Рич предоставил слово двум ангелам, борющимся с небесной бюрократией, и самому богу, отправленному на задворки истории атеизмом и атомными бомбами. Всемогущего демиурга, роль которого исполнил Стив Бушеми, Рич показал трогательным и беспомощным младшим сыном божественного семейства, в котором у каждого имеется своя ручная отлаженная вселенная (не то что Земля). Во втором, «средневековом», сезоне голос обрели Александра, эмансипированная не по векам дочь гордого носителя фамилии-профессии Эди Шитшовелера (в пер. с англ. — «дерьмогреб»), и бестолковый принц Чонсли, борющиеся за право самостоятельно определять свою судьбу.
Однако в работе над третьими «Чудотворцами» Рич участия не принимал. Его место заняли Дэн Мирк и Роберт Падник, написавшие сценарии для нескольких эпизодов первых сезонов. Впрочем, несмотря на это и то, что события снова поменяли время и место действия — теперь это Дикий Запад, — привычная «чудотворная» структура сюжета осталась прежней.
Dynamic duo в лице неизменно невротичного Дэниэла Рэдклиффа и непробиваемо уверенной в себе Джеральдин Вишванатан по-прежнему сообщают энергию всему действу. Рэдклифф на этот раз исполнил роль преподобного Иезекииля «Зика» Брауна, ведущего подобно Моисею свой народ через пустыню в обетованный Орегон, а Джеральдин сыграла начинающую суфражистку, благоразумную Пруденс, освобождающуюся от оков патриархального брака. Герои, как и в первом сезоне, преследуют четко обозначенные цели: спасти жителей маленького погибающего от засухи городка на Среднем Западе и достичь Орегона.
Другие постоянные участники каста снова сменили амплуа. Стив Бушеми исполнил роль легендарного в этих местах преступника в бегах, Бенни «Молокососа», который, спасаясь, соглашается провести переселенцев на запад; Каран Сони сыграл его зловещего преследователя и любителя черного цвета по прозвищу Стрелок, а Джон Басс — изнеженного мужа Пруденс, оправдывающего свое существование в сериале обилием гэгов.
В духе прежних сезонов решена и постановка, не воспринимающая Дикий Запад всерьез. Изображение предельно четкое и настолько чистое, что с него, кажется, можно есть. Некоторые приметы вестерна все же остались — героям постоянно светит в лицо солнце, а в кадр то и дело залетает перекати-поле, — но все они служат скорее игривой отсылкой к классике. Это вполне соответствует духу «Чудотворцев», воссоздающих исторические эпохи, только чтобы поговорить о настоящем (так во втором эпизоде сериала появляются поверхностные трэвел-блогеры Дикого Запада, кочующие вслед за сенсациями, а саму Орегонскую тропу можно трактовать как путь, который предстоит пройти современной разделенной Америке).
Мирк и Падник старательно скопировали схему Рича, разве что поменяв в ней местами Бушеми и Сони Карана, персонажи которого прежде были чем-то вроде чертенка, сидящего на левом плече главного героя (обычно в исполнении Рэдклиффа). В «Диком Западе» неистовую веру и нравственную чистоту Зика будет проверять на прочность имени Бенни «Молокосос» — убийца людей всех возрастов и гендеров с мрачным чувством юмора и всегда припасенной бутылкой, наполненной скептицизмом и неверием в доброе начало в человеке.
«Чудотворцы» приучили зрителей к полному отсутствию интриги — всякий сезон заканчивался нравственным прозрением главных героев, и эта участь, вероятно, ждет и персонажей «Дикого Запада» — и к тому, что по-настоящему важен сам путь, который они прошли. Путь, сопровождаемый сантиментами и снижающей их эффект иронией. Все это можно увидеть и в новом сезоне, который неожиданно преподносит внесюжетную интригу, которая будет раскрыта только в финале, — смогут ли Мирк и Падник воспользоваться шансом и добавить в уже знакомое уравнение новую неизвестную или так и останутся сидеть в креслах с надписью «исполняющий обязанности Саймона Рича».
Из постоянного каста сериала выпала Лолли Адефоп, принимавшая участие в двух предыдущих сезонах.
Оригинальное название сериала Miracle Workers: The Oregon Trail отсылает к образовательной компьютерной игре The Oregon Trail, созданной в 70-е и популяризированной в американских школах. Игра была призвана рассказать школьникам о жизни американских переселенцев, путешествующих по знаменитой Орегонской тропе.
Режиссер пилотного эпизода Эндрю Де Янг работал с создателем шоу Саймоном Ричем и на другом его проекте — сериале «Мужчина ищет женщину».
Ты только что убил Америку!
Я думал, тебе нравится быть моей кроткой и угодливой женушкой.