43 год н.э. Римская империя занята завоеваниями новых земель, в том числе Британии. Римский военачальник Авл Плавтий не испытывает особых трудностей с захватом новых территорий, но лишь до поры до времени. Земли кельтов, населенные к тому же враждующими между собой племенами, не поддаются римскому натиску. Да и перед лицом общего врага, коим и стал персонально Авл Плавтий, можно даже начать объединяться, даром что ненадолго.
Общим местом при оценке сериала «Британия» стало упорное сравнение шоу Джеза Баттеруорта с «Игрой престолов». Само собой, общее у проектов есть — кровожадное насилие и брутальная сексуальность, которые толстым слоем размазаны по каждой часовой серии с плотно утрамбованным сюжетом. Но с таким же успехом сериал Джеза Баттеруорта можно сравнить и с «Римом», где псевдоисторический сеттинг максимально дополнялся элементами жизнерадостного exploitation, часто теряющим всякие остатки здравого смысла, и с «Викингами», которые и вовсе были примером красочного кинокэмпа. Однако стоит вспомнить простую истину — любые сравнения обнуляют даже самую минимальную оригинальность, а сериал Джеза Баттеруорта вторичности все же старается избегать, насколько это вообще возможно в материале, эксплуатирующем историческое и политическое.
«Британия» куда целостнее и внятнее вышеназванных «Рима» с «Викингами» еще и потому, что в ней есть проблески киноязыка, хотя бы слабого авторского почерка. Джез Баттеруорт не гонится за бодрой трансгрессией, вписывая её в фильм по мере художественной обоснованности: ничего лишнего, ничего личного. В конце концов, зачем столь рьяно эксплуатировать секс и насилие ради них самих, когда есть в фильме куда более занимательная кельтская фактура, пусть и художественно переосмысленная и немного упрощенная? И, собственно, первый сезон сериала со всей этой красочной фактурой зрителя лишь знакомит: точечно, аккуратно, ненавязчиво. Впрочем, выглядит несколько затянувшейся экспозицией, которая к тому же в ряде эпизодов откровенно буксует, тщетно сосредоточиваясь на не самых существенных для дальнейшего сюжета деталях. Желание создать полифонический эпик, само собой, похвальное, но чувство меры в этом тоже знать надо.
Примечательно и то, как сериал обходится с так называемой актуальной повесткой. Авлу Плавтию противостоят две женщины — кельтские воительницы Антедия и Керра, а сам он представлен типичнейшим представителем токсичной маскулинности со всеми вытекающими. Возненавидеть его оказывается достаточно просто. Однако и Керра с Антедией не репрезентированы в сериале однобоко. Такая себе битва полов на историческом фоне, легко вписывающая сериал, созданный во время эпохи Me Too, в контекст новой этики и прогрессивных идей.
Здесь тем не менее все друг друга стоят: тонкая красная линия между врагом и другом пересекается часто без долгих моральных стенаний, а заскорузлая историческая достоверность регулярно спотыкается о мотивы местами нелепого, местами предсказуемого, но часто не самого необходимого фэнтези. И гендерное как смыслообразующее в сериале присутствует скорее по умолчанию, ведь война — это тоже женщина, а в «Британии» у нее не одно лицо, а множество.
Автором песни под названием Hurdy Gurdy Man, звучащей в открывающих титрах сериала, является культовый фолк-певец Донован Лейтч.
В сериале друиды говорят на валлийском языке.
Римляне в сериале пользуются стременами и это является существенной ошибкой, поскольку стремена стали использовать в Европе лишь в VI веке.