Детская и подростковая литература давно стала одним из главных источников английского экспорта. Имя Филипа Пулмана занимает почетное место рядом в одной строчке с Джоан Роулинг, Терри Пратчеттом и Клайвом Льюисом. Хотя амбиции Пулмана стремятся далеко за пределы пубертатного периода — трилогия его «Темных начал» построена так, что первая книга завлекает читателя бойкой приключенческой историей, представляя собой классический роман взросления, построенный по всем законам Проппа и Кэмпбелла — герой отправляется в путешествие, открывает для себя новый мир, преодолевает препятствие и в финале обретает себя. А вторая и третья смещает акцент внимания на идеологию — Пулман один из самых заметных и последовательных английских антиклерикалов (сразу после Стивена Фрая и почившего Хитченса), и именно на этом фундаменте он построил все «Темные начала».
В их основе сразу несколько мифологем. Во-первых, тираноборчество. Его в книге и сериале олицетворяет лорд Азриэл — отец главной героини Лиры, имя которого соотносится в Талмуде с самим Сатаной, восставшим против бога. Это отсылает одновременно и к «Потерянному раю» Мильтона, и к «Восстанию ангелов» Анатоля Франса, с которым «Темные начала» роднит образ бога-демиурга, узурпировавшего власть и сеющего несправедливость. Во-вторых, образ женщины-судьбы, представленной Лирой, — реинкарнация библейской Евы, которой согласно пророчеству предстоит решить судьбу мира.
Разумеется, все это сдобрено щедрой порцией приключений, череды глупых поступков и сюжетных казусов, без которых не может обойтись ни одно фэнтези, неловко прописанных персонажей, которые, как иногда кажется, существуют просто для того, чтобы заполнить пустое пространство, и довольно вялой беготни героев от одного квеста к другому — антиклерикализм антиклерикализмом, а о нуждах подростков Пулман не забыл.
Действие второго сезона подхватывает завершение первого — Лира отправляется через разлом между мирами вслед за лордом Азриэлем, собирающим армию для войны с Властителем, оказывается в мире-перекрестке Читтагацце (что, вероятно, ненавязчиво символизирует необходимость совершить выбор) и обнаруживает там Уилла Пэрри — ее спутника из пророчества. Вместе они должны найти отца Уилла — ученого Джона Пэрри, также известного как Станислас Грауманн, и чрезвычайно могущественный артефакт — Эзахеттр, нож, открывающий окна между мирами и, что более важно, способный убить самого Властителя.
Событий для семи эпизодов часового формата откровенно недостаточно, из-за этого страдает динамика всего сезона. В центре оказываются отношения Лиры и Уилла, которые развиваются довольно предсказуемо и уныло — в диалогах царит вялая сентиментальность и постоянные упоминания важности Лиры. События лишены всякого нерва и напряжения — все вокруг стремятся защитить Лиру, начиная от ее харизматичной маменьки миссис Колтер до финских ведьм и аэронавта из Техаса, в то время как ей… ничего не угрожает. Даже в финальном эпизоде посланная Магистериумом армия, которая явно подсмотрела дизайн униформы у вермахта, не смогла даже добраться до нее. Лиру, заснувшую (как, вероятно, и некоторые зрители) посреди действа, спокойно и безо всякой войны забирает гиперопекающая мама.
На этом фоне финальная сцена сезона, в которой лорд Азриэл произносит вдохновенную пафосную богоборческую речь перед ангелами — существами из той самой «пыли», звучит не контрапунктом, а диссонансом, точно как начало этой статьи и ее конец. Избранная девочка из пророчеств, призванная избавить миры от тирании судьбы и даровать им свободу, пала жертвой сна. Какая трагедия!
Теренс Стэмп, исполнивший в сериале роль хранителя Ножа, прежде озвучивал другого персонажа «Темных начал» — лорда Азриэля в радиодраме BBC.
С момента публикации в 1995 году книги трилогии «Темные начала» были опубликованы более чем на 40 языках и разошлись по всему миру тиражом около 18 миллионов экземпляров.
Рут Уилсон, исполнившая роль миссис Колтер, сыграла похожего персонажа в сериале «Лютер» — хладнокровного астрофизика, изучавшего темную материю в Оксфорде. Во вселенной «Темных начал» темная материя — это еще одно название «пыли».
Есть две силы, которые всегда противостояли друг другу. Одна — та, что стремится подавлять, командовать, что не желает, чтобы мы были сознательными, пытливыми существами, другая, напротив, помогает нам быть сильнее, мудрее… исследовать мир.