Так странно, что есть целый мир, где нет Москвы
Джетлаг — это когда летаешь на самолете, а душа за тобой не поспевает, и приходится какое-то время жить без нее, объясняет одна из героинь. У проект-менеджера Жени души, кажется, вообще нет — по крайней мере так говорит ее парень гейм-дизайнер Никита. Московскую пару ждал 14-часовой полет в Таиланд, но, не доехав и до аэропорт, они рассорились в тесном такси и разлетелись по разным краям света. Никита в исполнении Филиппа Авдеева («Лето», «Кислота» «Чернобыль») все-таки поехал в Таиланд, а Женя, которую сыграла Ирина Старшенбаум («Содержанки», «Лето» «Т-34»), взяла первый попавшийся билет на оставшиеся деньги — и оказалась в Берлине у подруги Зазы (Полина Ауг).
Женя и Никита — это мы пятнадать лет назад. Генрих и Мелиора — мы еще через десять лет. Фильм про нас с Лили и о том, что даже удачно сложившиеся отношения требуют постоянной работы над ними, какие подводные камни подстерегают людей в разное время. Для нас это была возможность исследовать самих себя.
Режиссер Михаил Идов и сценаристка Лили Идова «хотели добиться узнаваемости, чтобы люди посмотрели фильм и поняли: это про них и их друзей». История о креативном классе, живущем по правилам «новой искренности» изначально снималась как сериал, но ее получилось смонтировать и в полнометражный фильм, который вышел на большие экраны 1 июля. В шестисерийном проекте конфликтам между героями дается больше экранного времени, чтобы раскрыться. Хронометраж киноленты попросту не позволяет вникнуть в отношения такого количества пар — хотя, возможно, дело в том, что герои и сами не успевают в них разобраться (как и в самих себе).
Взаимоотношения пар составляют многоуровневую структуру сериала — а их тут предостаточно. В Таиланде Никита знакомится с молодыми русскими дауншифтерами (блогер Мария Ивакова и музыкант Daniel Shake), у которых в любви тоже кризис и не спасают даже медитации, йога и эзотерика. Женю тем временем приводят на съемочную площадку к двум вечно ссорящимся режиссерам-супругам — «гениальному» Генриху (Александр Горелов) и художнице Мелиоре (Ксения Раппопорт). Снимают «Сирина» — биографический фильм про русского писателя Владимира Набокова (Егор Корешков) в эмиграции. Московскую квартиру Жени и Никиты тем временем арендует начинающая актриса (Полина Долиндо), которая приехала из провинции покорять Москву, но пока зацепила (вряд ли своими профессиональными способностями) только продюсера «Сирина».
Сама идея фильма возникла, когда мы поняли, что есть круг москвичей, с которыми мы все время сталкиваемся в других городах и странах. Есть такой тип друга: он работает в Москве, но ты с ним завтракаешь в Берлине, а через полгода ужинаешь в Нью-Йорке.
В сериал в отличие от фильма уместилась еще одна сюжетная линия, повествующая о жизни молодого Сирина (это ранний псевдоним Набокова) в Берлине и Франции, написании им «Машеньки» и «Дара», а также об отношениях с любимой женой Верой Слоним (Мария Смольникова) и единственной (и к тому же неудачной) измене ей. «Если бы мы оставили эту сюжетную линию в фильме, то он длился бы два с половиной часа. Мы пока не заслужили права просить у зрителя такой степени концентрации, а в формате сериала с короткими эпизодами присутствие этой дополнительной линии работает гораздо лучше», — объяснил Михаил Идов.
Уже с первой серии понятно, что герои потерялись и будут искать — причем не столько друг друга физически на земном шаре, сколько именно собственное Я. С передвижениями по странам у них проблем нет — разве что недостаток денег, — хотя сериал снимался уже в ковидные времена и улочки Берлина и Детройта «сыграла» Москва, а Таиланд и Португалию — Турция. Женя, только что попавшая на чужие съемки, ведет себя как менеджер собственного проекта. Здесь (в отличие от отношений с Никитой) как раз не хватает рациональных решений и советов об эффективности — Женю тут же приглашают помощником режиссеров. А она выводит точную формулу, которая, кажется, знакома всем героям, застрявшим в вечном джетлаге: «Я предполагаю, что мое место сейчас примерно нигде». Позже Женя поймет, что ее мир и мир ее друзей и коллег — москвацентричный. Где бы герои ни были, вся их жизнь все равно подвязана к Москве: «Мне один человек сказал, что есть только Москва и расстояния, на которые она нас отпускает».
Съемки проходили в период закрытых границ, поэтому Берлин изображала Москва, а Таиланд и Португалию — Турция
Что, душа еще не прилетела? Когда мы летаем на самолетах, наши души за нами не поспевают, поэтому первое время на новом месте живешь без души — и джетлаг от этого.
Я предполагаю, что мое место сейчас примерно нигде.
— Так странно, что есть целый мир, где нет Москвы.
— Это тебе так кажется. Просто она тебя не позвала обратно. Позовет — ты поймешь, что только она и есть.
Ваши отношения начались с большого долга, и ты все эти годы подсознательно ждала выплаты.