Настолько плохо, что даже хорошо
Черный Кайзер — волк-одиночка, самый опытный и опасный киллер в мире. Он пытается оставить свои дела и выйти на пенсию, но его бывшим коллегам эта идея не нравится, поэтому герой оказывается вплетенным в серию криминальных передряг. Вы скажете, что это пересказ сюжета любой части «Джона Уика». И да, и нет. «Полярный» — это экранизация одноименного вебкомикса и серии графических романов Виктора Сантоса. Постнуарный сюжет перекочевал в фильм Йонаса Окерлунда, бывшего клипмейкера, и соединил в себе странную эстетику оригинального комикса, дух MTV эпохи нулевых, доведенный до абсурда низкосортный male gaze и карикатурное эксплуатирование женской сексуальности — в общем все то, что запрещает сегодня мейнстримное кино. И весь этот «компот» сдобрен приличной порцией клюквы и неприкрытого насилия.
Фильм открывается невероятно безвкусной сценой: голубая вода бассейна на зеленом фоне, леопардовый купальник девушки и красная помада. Вот-вот из кустов выпрыгнет Снуп Дог, и начнется классика MTV «Чудаки». Кто-то на постпродакшне перестарался с насыщенностью цвета — фильм вырвиглазный в извращенно прекрасной форме. Если помнить, что безвкусица — это эстетическая категория, то «Полярный» — это все самое лучшее от безвкусицы. Здесь есть злодей в исполнении Мэтта Лукаса с внешностью Элтона Джона на жесткой углеводной диете и отвратительной привычкой увлажнять руки кремом почти все время. И гипертрофированная femme fatale Вивиан (Кэтрин Уинник), меняющая наряды и внешность под стать броской вычурности фильма. Принцесса Disney Channel Ванесса Хадженс вместе с героем Мадса Миккельсена в своей «нормальности» выглядят почти антагонистами по отношению к этому карнавалу визуального безумия.
Дешевизна изображения, карикатурные герои, жанровые штампы, незавершенность драматургии… Конвенционально «Полярный» — это очень плохое кино. Но его стоит смотреть через призму трэш-эстетики паракинематографа. В фильме разрешено все, что нельзя в воображаемом «хорошем» кино: жестокость, визуальный китч, клиповый монтаж, глянцево-журнальное изображение — неясно, было ли это намерением Йонаса Окерлунда (весьма жестоким в таком случае) или случайностью.
«Полярный» — это «Джон Уик» для кэмп-чувствительных. Иными словами, когда вы разрешаете себе смотреть и получать удовольствие от искусства, которое другие сочли бы катастрофическим провалом. Это исключительный образец эстетики безобразного, и в этом кроется обаяние фильма. Так что, если вы открыты к подобного рода опыту и пересматриваете «Считанные секунды» с Рутгером Хауэром каждый Новый год, фанатея от его визуала, — «Полярный» для вас. Хотя, конечно, Мадс Миккельсен — не Рутгер Хауэр. Но помечтать не вредно.