Бизнесмен Виктор Верхоланцев (Артур Ваха) в девяностые годы организовал финансовую пирамиду, но смог избежать наказания, повесив все на свою жену. Виктор скрылся с деньгами, использовал их в качестве стартового капитала и со временем превратился в миллиардера-олигарха, а его супруга осталась в провинции с маленькой дочерью Аленой на руках. Повзрослев, Алена Неверова (Анна Михалкова), ведомая острым чувством справедливости, устроилась работать в ФСИН. Она верит, что в каждом человеке есть что-то хорошее, и пытается перевоспитывать преступников, отбывающих наказание в колонии-поселении. После того, как Виктор Верхоланцев неожиданно скончался в довольно комичных обстоятельствах, его дети от второго брака, Марина (Александра Макарская) и Костя (Владислав Прохоров), обнаружили, что завещания он не оставил. Более того — все имущество бизнесмена, равно как и все его счета, находятся под арестом, поскольку ФСБ проводит расследование коррупционных схем, в которых был задействован Верхоланцев. В поле зрения властей не попал лишь зависший где-то в швейцарском банке транш на пятьдесят миллионов долларов — эти деньги должна была получить Алена Неверова.
Костя и Марина вместе с мамой Лидией (Татьяна Лютаева) и любовницей своего отца Жанной (Наталья Бардо), которая вроде как тоже член семьи, едут знакомиться с Аленой, чтобы узнать у нее шестнадцатизначный код, необходимый для получения транша. Осознав, что новоиспеченная родственница добровольно богатством делиться не станет, ушлый Костя вспомнил уроки Артура Конан Дойла и поджег дом Неверовой в надежде, что она, подобно Ирэн Адлер, сама вынесет из дома все самое ценное — то есть, код. Расчет не оправдался, ведь Алена понятия не имеет, о каком коде идет речь. Зато ее родня за совершенное преступления была приговорена к двум годам пребывания в колонии-поселении — той самой, где Неверова отвечает за воспитательную работу. И теперь зажравшимся мажорам на своей шкуре придется оценить неверовскую экспериментальную методику перевоспитания.
Сериал «Исправление и наказание» по своей фабуле напоминает проект «Жуки» — в обоих случаях нам предлагают наблюдать за группой столичных жителей, вынужденных приспосабливаться к новой обстановке и учиться выживать без привычных удобств вроде интернета. Только вот в «Жуках» героями были позитивные и трудолюбивые ребята, сопереживать которым было гораздо проще, чем пафосным и вечно недовольным членам семейства Верхоланцевых. Кроме того, можно углядеть определенное сходство с комедией «Холоп», где в центре сюжета также было перевоспитание мажора, однако в фильме Клима Шипенко процесс перековки отпрыска олигарха в достойного члена общества был подан более изобретательно.
Алена Неверова пытается пробудить в своих родственниках «разумное, доброе, вечное» при помощи чтения детских сказок, совместного просмотра советских фильмов и набора приемов, подсмотренного в инстаграмах* «диванных психологов», проповедующих позитивное мышление. Неверова подходит к делу с энтузиазмом повзрослевшей Полианны — она не держит зла на людей, спаливших ее дом, и всей душой жаждет помочь им стать лучше. Движимая благими намерениями, Алена прибегает к неэтичным методам и при этом сама не осознает глубину своего падения. В одной из первых серий Неверова просит могучего кавказца Адила (Бесо Гатаев) в воспитательных целях «поприставать» к Косте (понарошку, разумеется). Этично ли шутить на подобные темы?
Стоит отметить, что команда сценаристов проекта изобретательно вплетает в повествование как отсылки к актуальным (на момент съемок сериала) событиям из реального мира, так и важным попкультурным вехам — к примеру, юриста семьи Верхоланцевых играет адвокат Александр Добровинский, представлявший интересы потерпевшей стороны в судебном процессе над Михаилом Ефремовым. Эпизод, в котором Неверова заставляет Жанну раз за разом смотреть «Трех мушкетеров» с Михаилом Боярским, можно счесть оммажем к «Заводному апельсину», а неудачная попытка сбежать из колонии через дыру в стене, ведущую в канализацию, вызывает в памяти «Побег из Шоушенка». К сожалению, подобных моментов в сериале немного, зато шутки про испражнения попадаются с завидной регулярностью — складывается впечатление, что у кого-то из сценарной группы был пунктик на эту тему.
На протяжении всего сериала героиня Анны Михалковой пытается опровергнуть выражение «насильно мил не будешь» и путем шоковой терапии заставляет своих подопечных становиться лучше, так что вскоре Костя даже начинает подозревать, что Неверовой просто нравится издеваться над заключенными, а все разговоры про перевоспитание — не более чем оправдание для ее садизма. В самом деле, в большинстве случаев зачатки саморефлексии и тяга к переменам возникают в Верхоланцевых не благодаря действиям Алены, а вопреки ее попыткам навязать свою модель мышления. При желании в этом можно было бы увидеть критику современной пенитенциарной системы, но вряд ли у создателей сериала было такое намерение — неспроста ведь нам подчеркивают, что начальство колонии-поселения не одобряет действия Неверовой.
«Исправление и наказание» выглядит скорее как не слишком удачная попытка в позитивном ключе показать жизнь в местах, не столь отдаленных. В результате мы имеем изрядно пригламуренную колонию — такую же образцово-показательную, как воинская часть в «Солдатках», и при этом имеющую столь же мало отношения к реальной действительности. Для комедии в сериале Анны Пармас маловато юмора, а для социальной истории — слишком много патоки.