Во втором сезоне «Рами» главный герой продолжает свою духовную одиссею в поисках трансцендентальной иллюзии, известной также как б(Б)ог. Да, вроде Ницше объявил время его смерти еще в позапрошлом веке, а атеистическое крыло экзистенциалистов и вовсе превратило рассуждения о нем в mauvais ton — всерьез говорить о тоске по Абсолюту в 2020-м уже, право, неловко. Но только не для Рами, который неустанно ищет его каждый божий день. И тут снова вспоминается та самая ницшеанская притча о человеке, бродящем с фонарем средь бела дня в поисках бога и распространяющем новость о том, что тот больше не воскреснет. Дело Рами, кажется, так же безнадежно.
К счастью, а быть может и нет, в «Рами» серьезного богословского дискурса нет. Создатель сериала — комик Рами Юссеф — не стал выходить за рамки своих стендап-выступлений и ограничился курьезными противоречиями между догматами ислама и обычаями современной жизни. Например, в одном из эпизодов главный герой оказывается практически в пограничном положении — ему предстоит сделать тяжелый выбор: помочь своему другу с мышечной дистрофией мастурбировать или остаться верным новой жизненной философии и невесте. И первое, и второе связано с шейхом Али Маликом, ставшим духовным наставником Рами и являющимся еще и отцом его невесты (да, во втором сезоне у Рами появляется невеста, как после этого не поверить в чудеса?). Собственно, это вся арка главного героя во втором сезоне. Рами встречает Малика, смотрит на него с щенячьим восторгом и умоляет взять в ученики, стать лучше и найти путь к Б(б)огу, затем повторяет этот трюк с его дочерью… а в конце сезона предает их веру в него. «Классический Рами».
Вера нужна главному герою исключительно как костыль, который поддержал бы его, она для него не цель, а лишь средство. Малик учит Рами тому, что нужно отрешиться от своей самости со всеми ее неврозами и обсессиями и довериться Б(б)огу. Ученик, разумеется, этого не делает, ведь он не только мусульманин, но и еще и миллениал, что только усиливает кризис идентичности, который, впрочем, показан весьма размыто. Рами озабочен самим собой и просто не может поверить во что-то большее, трансцендентальное, если угодно. Траектория духа Рами, скорее, нисходит вниз и положительной динамики не обнаруживает.
Сезон вышел очень неровным и невнятным. Отдельные эпизоды и сцены по-настоящему удались, например, четвертая серия — Miakhalifa.mov, весьма точно иллюстрирующая кризис веры Рами. В ней он приезжает со своей будущей невестой к жутковатому Бин Халеду, который обещает сделать пожертвования в пользу мечети Али Малика при условии, что Рами, имя которого в переводе с арабского означает «лучник», попадет из лука в цель, находящуюся на приличном расстоянии. Каким-то чудом Рами удается это сделать. Но таких вспышек совсем немного.
К сожалению, Рами — центральный персонаж сериала. И насколько эгоцентричен он, настолько же поверхностно и «рамицентрично» повествование, зацикленное на его любви и ненависти к себе. За два сезона мы узнали о нем довольно мало: у него нет страсти к чему-то или интересов, если, конечно, не причислять к ним порно — герой смотрит его в кадре чаще, чем читает Коран.
В этом смысле неудивительно, что самые интересные эпизоды сериала связаны не с центральным персонажем, а с членами его семьи. Как и в первом сезоне, свои «сольники» получили его мама и сестра, также к ним добавились две серии про молчаливого отца Рами и мизогиниста дефис антисемита дядю Насима, который из латентного гомосексуала превращается в открытого. В них рассказаны простые, но очень живые истории, которые появляются как раз вовремя, когда мещанин внутри дает о себе знать, требуя хоть какого-то разнообразия, а интеллектуал — хоть сколько-нибудь проработанных идей.
Особенно невзрачно «Рами» смотрится на фоне других сериалов о «растерянных молодых людях», пытающихся осознать свою жизнь. Речь идет, конечно же, о «Мастере не на все руки» Азиза Ансари и «Атланте» Дональда Гловера. У всех трех сериалов одна стендап-родословная, и в том, что касается самой формы повествования, они многим обязаны «Луи» великого и ужасного Луи Си Кея. «Рами» отчаянно недостает обаяния и легкости «Мастера» и тяжеловесной пестроты «Атланты». Небольшую надежду на более внятный третий сезон оставляет финальный эпизод, в котором Рами, кажется, наконец, понимает, что спасти себя он может только сам, и отправляется в путешествие.