«Мастер не на все руки» — еще один сериал, выброшенный волной стендап-комедии на кажущийся бесконечным берег телевидения. Еще один, если вспомнить великого и ужасного Джерри «Люблю пить кофе в дорогих машинах» Сайнфелда, грустного эксгибициониста Луи Си Кея, «Внутри Эми Шумер», лысого маза#?!&ера Ларри Дэвида и Пита «перекати поле» Холмса, и многих-многих других, которых вспоминать не хочется. Все эти сериалы, кроме корней стендапа, объединяет и то, что, несмотря на разность интонаций и жанров, комики представлялись своим именем, они играли себя, транслируя привычный зрителю «комический» образ. Но с «Мастером» дело обстоит несколько иначе.
Начнем с того, что главного героя, которого играет Азиз Ансари, зовут не Азиз Ансари, а Дев, и он не стендап-комик, успешный сценарист и режиссер, а актер, снимающийся в рекламе и фильмах категории «Б», и то, если повезет. Разница, согласитесь, колоссальная. Нет здесь и классических резюмирующих серию выступлений главного героя в конце, как в «Сайнфелде» и «Луи». Вообще отсутствие всякой тенденциозности или навязывания собственных точек зрения весьма характерно для «Мастера».
Я хотел создать шоу, в котором был бы слышен мой голос, и сыграть персонажа, написанного мной.
Деву 30 с чем-то, он живет в Нью-Йорке, «слава богу не женат», встречается с отличными во всем друг от друга друзьями, которые схожи только тем, что отчаянно отказываются принимать правила «взрослой» жизни и обрастать обязательствами. Если вы уже достали из кармана ярлык с надписью «типичный миллениал», не спешите навешивать его на Дева и его друзей — не потому, что будете не правы, а потому, что это невежливо. Главный герой, пожалуй, немного растерян и в этом близок по духу персонажу «Луи», но в растерянности первого нет обреченности второго. Деву и его друзьям все любопытно, они с одинаковым увлечением спорят о самом вкусном бургере и о допустимости заводить отношения с замужними.
Иногда в главном герое «Мастера не на все руки» проглядывает незрелый, изнеженный, любящий подурачиться Том Хэйверфорд — персонаж «Парков и зон отдыха», ставший визитной карточкой Ансари. Но Дев гораздо более реален, он задает вопросы, пусть и не всегда находит на них ответы. Роднит «Мастера» с «Луи» и гибкая «живая» структура сюжета, выворачивающаяся в любую сторону. Возникает чувство, что ты просто наблюдаешь за жизнью Дева, пусть у каждого эпизода и есть определенная тема, заявленная в названии.
Ансари как всегда очарователен и достаточно убедителен в драматических сценах, но не менее интересны и его друзья. Бородатый великан Арнольд (Эрик Верхейм), потакающий Деву в его детских выходках, hd-четкий Брайан Ченг, темнокожая лесбиянка Дэниз (Лина Уэйт) — подруга детства главного героя. Белый парень, индиец, азиат и темнокожая девушка — кажется, продюсеры решили разыграть race diversity card? Или собрать что-то вроде бойз-бенда? Так может показаться, но нет. В сериале поднимаются вопросы полиэтничности (эпизод «Индийцы на телевидении») американского общества и самоидентификации (эпизод «Родители»), но они именно, что ставятся — Ансари и его соавтор Янг не делают вид, будто могут разрубить «гордиев узел» расизма в 30-минутном эпизоде.
Один из эпизодов родился, когда я сидел в гостиничном номере и мы пытались работать над сериалом. Я рассказал реальную историю о своем отце, который вырос в крошечной хижине на Тайване с матерью-одиночкой и двумя братьями. Им постоянно не хватало еды. И однажды ему пришлось убить своего любимого цыпленка — просто чтобы съесть что-то. Отцу тогда было восемь лет. Я рассказал эту историю Азизу (Азиз Ансари — соавтор сценария. — Прим. SRSLY) и добавил: "И теперь его сын сидит в гостиничном номере с известным комиком и работает с ним над сериалом".
У каждого эпизода есть своя тема, вынесенная в названии, и этим он напоминает выступление комика, которое делится на тематические блоки, но есть в «Мастере» и несколько линий, объединяющих сразу несколько эпизодов. Линия взаимоотношений Дева с отцом и романтическая линия Дева и Рэйчел (пусть и прерванная на несколько серий), которая закольцовывает историю — от неловкой ситуации с порвавшимся презервативом в пилоте (эпизод «План Б») до расставания в финальном эпизоде. «Мастер» не вертикален и не горизонтален, он скорее зигзагообразен.
Весьма характерно, что Дев и Рэйчел расстаются не из-за пошлой измены. И даже не из-за того, что устали друг от друга. После свадьбы безумно влюбленных друзей Дев просит написать на листе бумаги, на сколько процентов Рэйчел уверена, что они проведут всю жизнь вместе. Ужасная идея! 70%? Они разлетаются в разные концы мира, Рэйчел в Японию, Дев в Италию — учиться лепить пасту и искать свои 100%. Любопытство взяло верх.
Родителей Дева в исполнении Азиза Ансари играют его настоящие родители, которые не являются профессиональными актерами.
Аниз Ансари, родной брат Азиза Ансари — создателя сериала, был одним из штатных авторов сериала.
Название сериала отсылает к американской поговорке jack of all trades, master of none, которую можно перевести, как «мастер на все руки, да путем ничего и не умеет».