Днем Марина, владелица цветочного магазина, маменька двух весьма проблемных дочерей и жена если не бегающего, то постоянно смотрящего по сторонам мужа, а ночью она превращается в непримиримого борца с общественными условностями, предоставляющего девушкам с социально заниженной ответственностью возможность реализовать свой потенциал. I.e днем она — мама, а по ночам — мамочка.
Напомню, что все пошло не так (окончательно не так), после смерти одной из ее «дочерей» в номере отеля. Примерно тогда же выяснилось, что муж Артем вяло изменял ей с медсестрой, а старшая дочь-студентка приторговывала наркотиками. Если на протяжении первого сезона герои активно раскидывали камни, то во втором камни уже летят в них самих, не дожидаясь, пока их соберут, темп с приходом на режиссерский пост Натальи Мещаниновой заметно вырос, хоть и остался по-хлебниковски рафинированным — Марина рожает раньше срока, а на ее дочь Катю нападает наркодилер. Mater familias приходится разрываться между родильным домом и моргом, между семимесячным младенцем и пропавшей дочерью.
Видеть в этом метафору жизни и смерти вообще, воздаяния или кармы, равно как и любой другой пример иносказательности, не стоит. Во многом потому, что аскетичный язык предельно «конкретного» кино, который исповедуют Борис Хлебников, снявший первый сезон, и Наталья Мещанинова, которая пришла на замену во втором, почти ее исключает.
Несмотря на уже отмеченный возросший темп повествования, эстетика мира сериала осталась прежней — подчеркнуто блеклой, с документально точными диалогами и сознательно бедным реалистичным визуалом. Персонажи высвечены жестким дневным почти стальным светом, не знающим полутонов, точно как и сами их образы, утопающие в повседневности и доводящие уровень зла до серой будничности.
Короче говоря, «Обычная женщина» не оставляет возможности ни морализаторам посудачить о порочности героев, ни любителям им посочувствовать потому, что невиновных, как и раскаивающихся, здесь нет. Тот же конкретный, пусть и избирательный, реализм не позволяет перевести разговор в идеологическое поле, пытаться разглядеть в персонаже Михалковой символ феминизма — дело безнадежное (если, разумеется, не ставить цели найти то, чего нет). Да, авторы сценария Мария Меленевская и Денис Уточкин фиксируют некоторые тенденции постольку, поскольку фиксируют реальность, в которой роль женщин действительно повышается в той же мере, в которой падает инициативность мужчин, но они не спешат превращать это в концепцию или конструкт сериала (в этом отношении они явно сторонники идеи того, что искусство подражает жизни, а не наоборот).
Марина — это обычная женщина, оказавшаяся в необычных обстоятельствах. Лично мне она не может не нравиться как персонаж, потому что моя главная задача в этом проекте — сделать Марину наиболее понятной и симпатичной героиней.
Первый сезон «Обычной женщины» прошел довольно незаметно для широкой публики, и, к сожалению, второй повторит его судьбу. И погони с перестрелками, о которых говорила Мещанинова в интервью — и в которых видится небольшой отход от первоначального реализма Хлебникова в сторону «Во всех тяжких», с которым сравнивали фабулу «Обычной женщины», — не сделали сериал народным хитом, но, к счастью, и не отпугнули преданных поклонников первого сезона.
Любопытно, что сериале Наталья Мещанинова подчеркнуто дистанцируется от фем-повестки и движения #metoo и даже вводит в сюжет положительного и надежного мужского персонажа.
«Обычная женщина» — очередная совместная работа для Бориса Хлебникова и Натальи Мещаниновой, поставивших первый и второй сезоны соответственно. Ранее они работали над сценариями к полнометражным фильмам «Сердце мира» (2018) и «Аритмия» (2017).