В последние годы режиссеры все чаще обращаются в своих работах к истокам современной России — периоду тотальной социальной разрухи и невменяемого криминала — лихим 90-м, как говорят в простонародье. Дебютная работа Анастасии Пальчиковой, которая до этого занималась лишь сценариями («Большой», «8»), это еще одна кинолента — осмысление той эпохальной страницы истории. Только на этот раз глазами 13-летней девочки из провинциального города.
Сюжет строится вокруг взросления главной героини Маши, которое проходит где-то на пересечении боксерского ринга и грязных улиц. Она растет в семье дяди с «рабочим» прозвищем Крестный — тренера по боксу и по совместительству местного криминального авторитета, а дружит Маша с парнями из его банды. Вокруг девочки происходит много ужасного (в общем-то повседневного для 90-х): ее приятели грабят и убивают людей, заставляя весь город ненавидеть их. Но прелесть детских розовых очков в том, что Маша всего этого не замечает: для нее они остаются самыми любимыми и лучшими друзьями, потому что ее-то они любят и защищают (и потому что других рядом нет). А еще героиня поет бандитам джазовые хиты, мечтая стать профессиональной вокалисткой и выйти на большую сцену.
Но, как и всем розовым очкам, Машиным тоже суждено сломаться (и постер очень символично это передает): в один день она узнает, кем на самом деле являются ее близкие люди и что они сделали с ее семьей. После внезапно свалившегося осознания — в кого она превратилась благодаря влиянию бандитского окружения, Маша пытается убежать от своего прошлого и начать жизнь с чистого листа. Она перебирается в Москву, но судьба складывается так, что ей все равно придется вернуться в родную глубинку (немного напоминает историю Жанны из сериала «Чики», не так ли?).
В «Маше» нет попытки воссоздать достоверную атмосферу 90-х, есть только стремление сотворить художественное пространство вне времени, которое основано на воспоминаниях о детстве. Всю эту историю отличает большой объем личного: режиссер Анастасия Пальчикова не скрывает, что сюжет списан со страниц ее биографии. Именно поэтому в фильме мы не увидим повествования в стиле балабановских «Брата» и «Жмурок», которое уже превратилось в клише о 90-х: постперестроечная Россия в «Маше» показана сквозь призму взгляда девочки-подростка, ее переживаний и эмоций, сопутствующих любому ребенку во время взросления. Оказавшаяся в брутальном мире бандитов и убийц, она познает себя и пространство вокруг вместе со звучащими на фоне песнями Эдит Пиаф и легендарным хитом группы The Chordettes «Mr Sandman», мечтая о том, что когда-нибудь и сама возьмет в руки микрофон перед большой публикой.
На роль маленькой Маши актрису искали долго и по разным городам. В итоге незадолго до начала съемок нашли ровесницу героини — 13-летнюю Полину Гухман из Санкт-Петербурга, которая быстро влилась в процесс, так как уже снималась в кино — играла Тоню в фильме Алены Давыдовой «Иван» и появлялась в эпизодах сериала «Погоня за прошлым». В образ зрелой Маши идеально вписалась Анна Чиповская, ранее снимавшаяся в серии фильмов «Елки» и таких сериалах, как «Оттепель» и «Операция "Цвет нации"». Важное место на съемочной площадке занимает Максим Суханов («Страна глухих», «Роль», «Мама»): он играет Крестного, криминального дядю, воспитывающего Машу и, кажется, по-настоящему любящего только ее. И если вам на этом моменте показалось, что в воздухе появились вайбсы «Леона», то вам не показалось. Осталось узнать, будет ли концовка у российской версии столь же трагичной, как у фильма с Натали Портман и Жаном Рено.