Курт Валландер в первую очередь был известен для зрителя как персонаж одноименного шведского сериала с Кристером Хенрикссоном в главной роли, выходившего с 2005 по 2013 год. После 2008-го поклонники Валландера стали ассоциировать его еще и с Кеннетом Брана, который сыграл детектива в британской адаптированной версии. И вот наконец, в 2020 году, когда криминальная драма уже успела вновь выйти из сумрака после перезагрузки «Перри Мэйсона» от HBO, Бен Харрис объединил британскую и шведскую линии, создав приквел о начале карьеры знаменитого детектива.
Герой, родившийся на страницах детективного романа шведского писателя Манкеля Хеннинга, всегда был словно немного уставшим от жизни, но незаменимым в особо запутанных и опасных случаях. Детектив с сединой и богатым опытом за плечами. Решение обратиться в прошлое и рассказать поклонникам его предысторию, безусловно, кажется коммерчески обоснованным, однако нет никаких сомнений в том, что если убрать в новом сериале за пределы видимости явные отсылки к «будущему» Валландеру, вроде любви к оперной музыке в полицейской машине и картин с тетеревом, то «новый» Валландер мог бы носить любую фамилию, став самостоятельным персонажем.
К тому же сценаристы решили проигнорировать само течение времени и выбрали для молодости Валландера не начало семидесятых, что было бы логично для приквела, а наши дни: герои разъезжают на сверкающих спортивных машинах, глядят на мир с верхних этажей небоскребов и пользуются исключительно современной техникой. Валландер кажется потерянным в этой эпохе, всегда робок и медлителен, словно у него отсутствует необходимый ген, отвечающий за внешнее проявление эмоций. Его любовные линии с Моной (Эллиз Шаппелль) и Хеленой и вовсе будто врезаны в сюжет постфактум — после того, как стало ясно, что для завершения расследования потребуется девушка. Когда Реза (Ясен Атор), лучший друг Курта, спрашивает, зачем тот предложил малознакомой девушке серьезные отношения, Валландер пожимает плечами и отвечает: «Не знаю».
История о молодом полицейском, едва вышедшем из Академии, могла бы напомнить другой скандинавский нуар — «Прилив» (Springfloden), где девушка погружается с головой в домашнее задание — нераскрытое дело 30-летней давности. Но «Молодой Валландер» не становится в один ряд с «Приливом», «Молодым Морсом» (Endeavour) или даже культовым «Мостом»; он сделан из другого теста. Герой Адама Пэлссона больше напоминает персонажа Дамиена Боннара по прозвищу Пенто из фильма Ладжа Ли «Отверженные» (Les misérables), который, будучи новичком в неблагоприятном районе, стремился скорее помогать, чем наказывать, проявляя недоступное его коллегам милосердие. Несмотря на то, что в «Молодом Валландере» есть все то, что было в упомянутой социальной драме, — криминал, расовая дискриминация, ущемление мигрантов, наркобизнес, контрабанда, вечное противоборство богатых и бедных, массовые забастовки и одержимость, — ни одна из остро социальных повесток так и не выходит на первый план и оказывается лишь движущим сюжет элементом. Многие, казалось бы, важные вопросы, поднимаемые в сериале, выполняют функцию связующих деталей и быстро забываются, когда оказываются ненужными для дальнейшего поворота. В наше время, когда зрители осуждают сам процесс речи белого цисгендерного полицейского в сторону различных дискриминаций, в том числе и расовых, поверхностное обращение с болезненными для многих вопросами может быстро превратиться в приговор.