«Шпион» — это tour de force Саши Барона Коэна, который в очередной раз доказывает, что он гораздо больше, чем комедийный актер. Актер играет своего тезку — Эли Коэна, египетского еврея, а в 1960-х — израильского разведчика, проживавшего в сирийском Дамаске и передававшего Израилю критически важную информацию (Коэн — реальный персонаж).
Нужно было очень постараться, чтобы после культового «Бората» и недавнего шоу «Из чего состоит Америка» (Who is America?), где Коэн изображал спецагента израильского Моссада, который учит американский white trash обороняться от террористов насильственным оральным сексом (причем учит этому мужчин), можно было бы просмотреть все шесть серий «Шпиона», ни разу об этом не задумавшись. Однако именно так и произошло. Неплохая работа.
«Меня всегда интриговали вопросы идентичности. Что касается Эли Коэна, то он жил двумя разными жизнями: с одной стороны — жизнью израильского гражданина из бедных слоев общества, с другой — работающего под прикрытием могущественного сирийца».
«Шпион» выступает в непростой категории: ретротриллер, действие которого происходит на Ближнем Востоке в 1960-е годы. Опасностей для создателей тут более чем предостаточно: соскользнуть в «клюкву», ориентализм, убить миловидной «винтажной» картинкой сюжет. Даже создателям «Родины» (Homeland) в этом плане не удалось избежать грубых ошибок, особенно учитывая, что их консультанты любили над ними подшутить, например, написав на арабском не совсем то, что их просили. Плакатный «Тиран» (Tyrant) и вовсе объединил все ближневосточные государства в какую-то фантазию, наполовину состоящую из стереотипов (роскошь, ислам, жестокость). «Шпион» создавался с вниманием к деталям, хотя местами это, конечно, дает брешь (через которую проглядывают вещи из XXI века). Это не фатально: в чем-то такое остранение даже полезно. Особенно русскому зрителю, у которого на 1960-е взгляд совсем другой. СССР тогда поддерживал Сирию, слежка за Коэном осуществлялась в том числе с помощью советской аппаратуры и советских специалистов по контрразведке. Когда началась Шестидневная война, СССР тут разорвал дипломатические отношения с Израилем (это произошло 10 июня 1967 года). Одним из территориальных приобретений Израиля стали Голанские высоты: о дислокации войск там в том числе и сообщал израильтянам Коэн. В начале 1960-х в Буэнос-Айресе (так по сериалу: события там немного хронологически расходятся с реальными) он завязывает дружбу с членом (и будущим главой) партии «Баас» (Возрождение) Хафезом аль-Асадом (отцом Башара Асада), на долгие годы потом ставшим сирийским диктатором (в 1963 он принял участие в военном перевороте, приведшим партию к власти, а в 1970 году стал единоличным лидером).
«В основе этой истории лежит грандиозная история любви. Мне кажется, что Эли действительно думал, что его жизнь в Дамаске и шпионаж для Израиля были необходимы для того, чтобы защитить жену и детей».
В 1965 году радиопередачи Коэна, которые он совершал в одно и то же время каждый день (возможно, в этом состояла его главная ошибка) были перехвачены сирийской разведкой. Международное сообщество просило сирийское правительство помиловать его, однако те оказались неколебимы. Коэна жестоко пытали, а потом приговорили к смертной казни через повешение.
«Шпион» не ограничивается обязательными атрибутами шпионского жанра. Где-то это семейная драма о том, стоит ли мировая гармония (читай: интересы государства Израиль или любого другого) слезинки ребенка (Коэн фактически оставляет свою жену одну). Правильного ответа на этот вопрос никогда не будет, но в условиях войны выбора не остается. А для таких государств, как Израиль, мира без войны не бывает вовсе.
Фамилия шпиона Эли Коэна совпадает с фамилией актера Саши Барона Коэна, который его играет.
За «Шпиона» Саша Барон Коэн номинирован на «Золотой глобус» в категории «Лучшая мужская роль в мини-сериале или фильме на ТВ».