До сих пор, кажется, не до конца улеглись страсти вокруг компьютерной игры Detroit: Become Human, вышедшей два года назад и наделавшей немало шуму. Причем как с точки зрения крутого продакшена, так и благодаря поднятию новой волны дискуссий об андроидах, искусственном интеллекте и будущем, которое нас всех ждет.
Человечество давным-давно и мечтает, и одновременно опасается, что однажды человекоподобные разумные машины станут реальностью. И так как информационные технологии сегодня развиваются очень стремительно, проблема только набирает актуальности. Если для фантастов прошлого века «умные» механизмы были лишь идеей, то теперь мы стараемся автоматизировать все вокруг — от промышленного производства до варки кофе по утрам.
И с каждым новым шагом навстречу прогрессу становится все ощутимее и заметнее обратная его сторона. Отсюда и рефлексия о том, всегда ли замена людей роботами — это благо. Именно поэтому в искусстве и культуре тема востребованная, частая — и при этом до сих пор недостаточно раскрытая.
Российский сериал «Больше, чем люди» — это, строго говоря, адаптация шведского сериала Real Humans. Однако адаптация качественная — с продуманным сценарием и, что называется, местным колоритом. Не бездумная калька, а вполне оригинальное произведение, да и еще и столь редкого для нашей страны жанра. Об успехе можно говорить без лукавства — сериал полюбила русскоязычная аудитория, оценило международное жюри и положительно отрекомендовали зарубежные критики. И рейтинги ожидания нового сезона достаточно высоки.
Чтобы избежать путаницы, сразу отметим: первый сезон сервис START показал как цельный 16-серийный фильм, а вот для показа на Первом канале проект разбили на две части. В дальнейшем, говоря о первом сезоне, мы будем иметь в виду его полную 16-серийную версию.
По мнению создателей, уже к 2029 году наша жизнь кардинально изменится. Роботы войдут в нее плотно и неотвратимо, заменяя людей во многих сферах — начиная с «грязной» работы и заканчивая таким деликатным делом, как воспитание детей. В центре истории — патологоанатом Георгий Сафронов, его жена Алла, их сын и дочь. Супруги, мягко говоря, не ладят, и постоянные скандалы сильнее всего сказываются на их маленькой дочери Соне. Георгий хочет позаботиться о девочке, поэтому заказывает робота-няню.
Нельзя сказать, что дальнейшее развитие событий — нечто оригинальное и неповторимое. Робот по имени Ариса оказывается удивительной «железякой» — по-женски красивой и очень, очень человечной по поведению. Но это не главный сюрприз: Ариса способна нарушить, казалось бы, нерушимые постулаты — законы робототехники. Сформулированные Айзеком Азимовым еще в 1942 году, три закона до сих пор являются одновременно и главным базисом всей роботоцентричной фантастики, и ее краеугольным камнем. Нарушение законов обычно вытекает в обретение андроидом собственной воли (поздравляем, вы — девиант!).
Конечно, со стороны это рассматривается как брак, дефект. Но Ариса хранит куда более серьезную тайну — она не была создана роботом-няней, ее перепрограммировали из боевой единицы. Вместе с этим знанием приходит и понимание, что Георгий Сафронов и его семья оказались втянутыми в чей-то очень опасный и аморальный эксперимент.
У первого сезона «Больше, чем люди» несколько заметных достоинств. Во-первых, красивая визуальная составляющая, которую можно оценить уже по трейлеру. Мир хай-тека не был бы верибельным, если бы создатели небрежно подошли к декорациям, костюмам и спецэффектам. Во-вторых, сериал многогранен. Помимо основной сюжетной линии, есть и побочные, затрагивающие интересные социальные вопросы. Конечно, не стоит ждать, что сериал, в первую очередь являющийся развлекательным продуктом, начнет осмыслять какие-то проблемы на философском уровне. Однако здесь оказывается достаточно и базовой, бытовой рефлексии на тему эмоций, одиночества, ответственности — и даже пресловутой «человечности». Что все-таки делает человека человеком? Испытываемые эмоции? Свобода в принятии решений? Тогда финал первого сезона заставит как минимум задуматься и переосмыслить это понятие.
Во втором сезоне логическое продолжение должны получить сразу несколько сюжетных линий. В первую очередь, конечно, речь о романтических отношениях Арисы и Георгия. Тема любви человека и андроида также неоднократно поднималась в литературе и кинематографе, но тем интереснее узнать, какой путь изберут создатели сериала «Лучше, чем люди». Впрочем, каким бы он ни был, мы уже знаем главное: Ариса выбрала для себя семью и готова защищать ее во что бы то ни стало.
Немаловажную роль сыграет и социально-революционный бэкграунд. С одной стороны андроиды, которые — сюрприз! — могут и умеют любить. С другой — люди, по тем или иным причинам андроидов ненавидящие. Неважно, отрицают ли они прогресс как факт, пострадали ли косвенно (например, потеряв рабочее место) или просто испытывают определенную ксенофобию, — организации по борьбе с роботами окажутся на передовой. И большой вопрос, чем кончится это противостояние, и кто при этом покажет себя людьми в большей степени.