В 1989 году студия Marvel Productions, переживавшая не лучшие времена, решила вместо производства заключительного, 13-го эпизода мультсериала про Робокопа снять пилот нового шоу, получивший название Pryde of X-Men (игра слов, обыгрывающая имя юной мутантки Китти Прайд, также известной как Призрачная Кошка). Эта серия была своего рода заявлением о намерениях, призванным познакомить потенциальных инвесторов с новой командой супергероев и таким образом получить финансирование на создание отдельного сериала о мутантах в трико. Авантюра не удалась, но продюсер Маргарет Лош, которая в те годы была CEO Marvel Productions, в начале девяностых ушла в Fox Children's Network, и воспользовалась своей новой должностью, чтобы заказать у Saban Entertainment, входившей в единую корпоративную структуру с Marvel Productions, полный сезон из 13 серий о приключениях команды мутантов.
Мультсериал «Люди Икс», премьера которого состоялась 31 октября 1992 года, оказался новаторским и смелым в плане драматургии. Его создатели прекрасно понимали, чем привлекал читателей комикс-первоисточник, а потому с одной стороны разгоняли на экране супергеройскую «мыльную оперу» с вечно страдающим во френдзоне Росомахой, mommy issues у Шельмы и неожиданно возникающими старыми друзьями, о которых ранее никто никогда не упоминал, а с другой — не стеснялись поднимать в мультфильме для детей серьезные, взрослые темы. Мир, в котором жили мутанты, был отражением реалий Америки начала девяностых, и проблемы Людей Икс были актуальны для зрителей всех возрастов: люди с суперспособностями были представлены как угнетенное меньшинство, преследуемое за их инаковость, молодые мутанты страдали от кризиса идентичности и остракизма со стороны родных, а их старшие товарищи задавались вопросами веры и испытывали на себе тлетворное влияние телевидения. Более того, шоураннеры мультсериала по сути построили «киновселенную Marvel до киновселенной Marvel»: они начали выстраивать сюжетные арки на несколько серий, в которых в качестве «приглашенных звезд» появлялись персонажи из других комиксов. Росомаха ловил флэшбеки о том, как во времена Второй Мировой сражался с нацистами плечом к плечу с Капитаном Америкой, доктор Стрэндж и Тор помогали мутантам обуздать силу Темного Феникса, а дружелюбный сосед Человек-паук и вовсе чуть было не прописался в команде Людей Икс на постоянной основе.
Сериал «Люди Икс» продлился 5 сезонов и закончился на высокой ноте, после чего многие сюжетные арки из него нашли отражение в фильмах студии 20th Century Fox. А потом произошло слияние Fox и Disney, и права на мутантов, неосмотрительно проданные в конце девяностых, вернулись к Marvel. Однако старые-новые владельцы не спешили вводить Людей Икс в основную киновселенную, а лишь изредка дразнили зрителей с помощью камео: в «Мультивселенной безумия» появился (и тут же погиб) Чарльз Ксавье из параллельной реальности, в сцене после титров в «Марвелах» показали Хэнка Маккоя, а в триквеле «Дэдпула» оживили Росомаху. Вместе с тем, не использовать такой актив было глупо, так что шоураннер Бо ДеМайо взялся за создание мультсериала «Люди Икс ‘97» — прямого продолжения мультфильма из девяностых.
Поскольку в финале пятого сезона оригинального сериала Профессор Икс был вынужден покинуть Землю из-за тяжелого ранения, в продолжении новым лидером Людей Икс стал Магнето, ранее возглавлявший Братство мутантов — сборище радикалов, силовыми методами отстаивавшее свое право на существование. Не все члены команды готовы принять благонамеренного экстремиста и бывшего врага в качестве нового главы Людей Икс, а некоторые из них и вовсе устали от борьбы и хотели бы начать мирную жизнь. И все же мутантам придется преодолеть разногласия, поскольку самому их существованию угрожает Натаниэль Эссекс, он же Мистер Синистер, он же Злыдень — неэтичный ученый-генетик и радикальный трансгуманист, мечтающий форсировать эволюцию человечества, устроив выбраковку слабых и неприспособленных к жизни особей.