Миражи столичной жизни, погоня за личным счастьем и бесконечное стремление к вершинам самоопределения — эти идеи, словно нити, пронизывают мелодраматическую ленту «Москва слезам не верит», созданную мастером советского кинематографа Владимиром Меньшовым.
Вопреки пессимистичному названию, фильм излучает непоколебимый оптимизм, рассказывая о жизненных перипетиях трех подруг, чьи судьбы укладываются в мозаику разнообразия эпохи советского среднего класса.
«Москва слезам не верит» начинается с описания жизни трех девушек — Катерины, Людмилы и Антонины, приехавших в Москву из провинции и живущих в одном общежитии. На дворе 1958 год.
Амбициозная и собранная Катерина (Вера Алентова) не смогла набрать необходимое количество баллов для поступления в университет и устраивается работать на завод. Тихая и несложная Антонина (Раиса Рязанова) нашла работу маляра на строительной площадке и вышла замуж за московского рабочего Николая (Борис Сморчков).
Уверенная в себе и бодрая Людмила (Ирина Муравьева) надеется найти свое уникальное счастье, однако ее стремление заключается в браке с успешным и статусным москвичом. Она знакомится с Сергеем Гуриным (Александр Фатюшин), звездой хоккея. Катерина же, поддавшись уговорам Людмилы и выдавшая себя в их обществе за дочь профессора, остро пожинает плоды этого рискованного маневра. Она влюбляется в харизматичного телеоператора Рудольфа (Юрий Васильев), забеременев от него, но когда Рудольф узнает о ее реальном месте работы и об обмане, бросает Катерину вместе с ребенком.
Далее следует монтажная склейка длиной в 20 лет. Антонина нашла свое счастье в замужестве с Николаем, в то время как Людмила теперь вновь одна — хоккеист не справился с давлением популярности, ушел из спорта и стал злоупотреблять алкоголем.
Катя (Вера Алентова) достигла значительных успехов: закончила высшее образование, в одиночку воспитала дочь Александру (Наталья Вавилова) и поднялась до уровня директора завода, а также стала депутатом Моссовета. Несмотря на внушительные достижения в профессиональной сфере, Катерина по-прежнему мечтает о полноценной семейной жизни, но уверена, что из-за своего высокого положения это ей не под силу.
В ее личной жизни нет ничего, кроме эпизодических встреч с замужним любовником. Однако случайное знакомство с привлекательным «слесарем высшей категории» Гошей (Алексей Баталов), случившееся однажды вечером в поезде, перерастает в быстро вспыхнувшие чувства.
«Москва слезам не верит» была создана на основе сценария Валентина Черных «Дважды солгавшая», который был сочинен за 19 дней специально для конкурса киносценариев, посвященного Москве, где получил бронзовую награду.
Первоначально режиссер Владимир Меньшов был скептически настроен к использованию этого сентиментального текста в качестве основы для фильма, но затем сценарий заинтересовал его. Впоследствии постановщик говорил, что в фильме присутствуют отголоски его собственной истории, а также истории его жены Веры Алентовой. Их жизненный путь имел схожие черты с путями персонажей: они, будучи жителями провинции, также испытали на себе жизнь в студенческом общежитии и пробивались в столице.
Сложности происходили во время кастинга и долгое время актерский состав фильма не складывался. В роли Катерины Меньшов хотел видеть таких актрис, как Маргарита Терехова, Ирина Купченко и Анастасия Вертинская, но все от роли отказались. После долгих и безнадежных поисков, Меньшов остановился на Вере Алентовой, своей жене, хотя первоначально, Алентова тоже не была в восторге от сценария.
Интересно, что успех у простых зрителей совершенно не склонил к благосклонности профессиональных кинообозревателей. Критики называли картину мрачной и примитивной мелодрамой, затрагивающей низменные эмоции аудитории. И международный успех фильма стал для советской кинообщественности неожиданностью.
Интересно, что Меньшов не только не смог получить «Оскар» лично, но даже узнал об этом лишь через несколько часов. На церемонии в Лос-Анджелесе Владимир на присутствовал из-за ограничений на выезд за границу, а о победе узнал из передачи «Время». Поскольку известие прозвучало в эфире первого апреля 1981 года (в то время как церемония прошла накануне), он воспринял это как шутку. Награду же на мероприятии получил культурный атташе советского посольства в США Анатолий Дюжев.
Вот такими извилистыми путями появилась на свет и предстала перед миром «Москва слезам не верит» — элегия на тему любви и самоопределения, исследование человеческих отношений в их непростой, но такой узнаваемой сложности. Картина, чьи персонажи предстают перед нами не как стереотипные силуэты, а как полнокровные личности, с которыми мы смеемся, плачем и безумно радуемся. Их поиск счастья, смысла, любви и самоуважения — это наша собственная жизнь, наша реальность, отраженная на экране.