Главный герой — блестящий мошенник Ирвинг Розенфельд (Кристиан Бэйл). Он выдает нелегальные кредиты, торгует подделками картин, держит сеть химчисток. Ирвинг живет на широкую ногу и ничего не боится.
Нет бы успокоиться, но мужчине хочется большего. На одной из вечеринок Ирвинг знакомится с бывшей стриптизершей, великолепной, яркой и страстной Сидни Проссер (Эми Адамс). Эти двое понимают, что созданы друг для друга, и решают вершить великие дела вместе!
Однажды, на пороге офиса Ирвинга предстает агент ФБР под прикрытием Ричи Димацо (Брэдли Купер). Он обещает Розенфельду устроить настоящий разнос. Спасти свой бизнес и свободу можно, лишь согласившись на сделку с ФБР по разоблачению нечистых на руку политиков… Только к чему приведет эта афера, неизвестно.
«Афера по-американски» снята по реальной спецоперации, которая проводилась в конце 70-х — начале 80-х ФБР под кодовым названием Abscam. В результате эксперимента перед судом предстали многие высокопоставленные политические деятели Америки. У всех главных героев фильма имеются реальные прототипы. Картина получила множество престижных номинаций и наград, среди которых три «Золотых глобуса» в номинации «Лучший фильм — комедия или мюзикл», «Лучшая женская роль — комедия или мюзикл», «Лучшая женская роль второго плана».
Изначально режиссерское кресло черной комедии планировал занять Бен Аффлек («Прощай, детка, прощай», «Город воров», «Операция «Арго»), но в итоге съемками занялся Дэвид О. Расселл, известный проектами «Джой», «Мой парень — псих», «Боец».
Сценарий черной комедии сначала имел название «Американское очковтирательство». Он был написан Эриком Уорреном Сингером («Эон Флакс», «Дело храбрых», «Шантарам») еще в 2010 году, и попал в «Черный список» Голливуда — перечень лучших сценариев фильмов, не запущенных на тот момент в производство.
Роль полного, потного и лысеющего Ирвинга Розенфельда сыграл Кристиан Бэйл («Ford против Ferrari», «Власть», «Игра на понижение»). Прототипом персонажа стал Мелвин Вайнберг. На момент проведения операции Abscam мужчина был осужден, но ФБР пообещало ему дать испытательный срок в обмен на сотрудничество и помощь. Двухлетнее расследование первоначально было направлено на незаконный оборот краденого имущества и коррупцию известных бизнесменов, но позже переросло в расследование государственной коррупции. По признанию Кристиана Бэйла, большая часть фильма была сымпровизирована, поскольку Дэвид О. Рассел ненавидит сюжеты, ему важны персонажи.
Брэдли Купер («Аллея кошмаров», «Звезда родилась», «Подземелья и драконы: Честь среди воров»), вжился в роль агента ФБР под прикрытием по имени Ричи Димацо. Его прототипом был Энтони Аморосо-младший. Ричард пребывает в офис Розенфельда под именем Ричи и хочет оформить кредит. Все это было сделано, чтобы втянуть Ирвинга и Сидни в спецоперацию Abscam, предложив сделку со следствием в обмен на свободу.
Эми Адамс («Женщина в окне», «Лига справедливости Зака Снайдера», «Острые предметы») исполнила роль Сидни Проссер. Прототип — Эвелин Доун Найт. Женщина смышленая и привлекательная, она сразу вникла в дела своего любовника и решила урвать себе от них кусок. Сидни изображала аристократку, одну из богатейших женщин мира, охмуряла богачей. Сама Адамс была номинирована на «Оскар» в категории «Лучшая женская роль», а также получила «Золотой глобус» в этой же номинации.
Роль супруги Ирвинга, Розалин, исполнила Дженнифер Лоуренс («Не смотрите наверх», «Красный воробей», «Голодные игры»). У нее также был реальный прототип — Синтия Мэри Уайнберг. Розалин — женщина крикливая, истеричная, коварная, но очень сексуальная. Она манипулирует отцовскими чувствами Ирвинга к сыну и не хочет давать развод. Женщина делает все возможное, чтобы удержать супруга, даже грозит лишить возможности видеться с ребенком, которого Ирвинг очень любит.
«Афера по-американски» — захватывающая черная комедия с яркими и неоднозначными персонажами, а также непредсказуемым сюжетом. Создатели картины постарались максимально точно передать атмосферу Америки 80-х годов ХХ века. Комедия была названа одним из самых громких фильмов 2013 года, которой пророчили многочисленные «Оскары».
Каждый персонаж — мастер своего дела, оригинальная личность, которую так и хочется узнать получше. Причуды героев, их уязвимости, промахи, страхи и романтические привязанности превращают потенциально холодную историю в, пусть немного циничную, но все-таки теплую и душевную криминальную трагикомедию. Если бы создатели не включили в сюжетную линию драматические сцены, «Аферу по-американски» можно было бы назвать искрящимся фарсом. Видно, что актеры получают настоящее удовольствие от персонажей. Они будто не играют, а живут ими. Поэтому во время просмотра не чувствуется ни грамма наигранности. При всем обилии персонажей, сюжет фильма движется неспешно, с перерывами и драматическими паузами. Но это не раздражает, а воспринимается как само собой разумеющееся.
— Он любит меня такой, какая я есть! Ты сам говорил мне, чтобы я нашла себе другого мужика.
— Ну ты умничка у меня! И ты сразу нашла себе мафиози.