«Девчата» — это феминистская комедия, взрастившая несколько поколений страны, созданная на основе повести Бориса Бедного. Авторы здесь ломают гендерные роли и показывают девушек, как бойцов и доблестных воинов, без которых мужской половине населения было бы трудно выживать.
В 1961 году проект был выпущен на экраны киностудией «Мосфильм» и режиссером Юрием Чулюкиным. События разворачиваются в небольшом сибирском поселке, куда приезжает молодая повариха Тося Кислицина. Она наивна и энергична словно ребенок, а ее антипод, местный лидер и бригадир лучшей лесопилки, Илья Ковригин, известен своими романами и скверным характером. Завязка сюжета происходит во время встречи этих двух на танцах, где красавчика подбивают на спор завязать интрижку с чудаковатой девчонкой.
Подобно простоте и целомудрию героини, в глупое пари вмешивается любовь, которая будет ставить обоих участников в необычные и нелепые ситуации. Несмотря на большую временную разницу, ромком до сих пор не утратил актуальности и все также горячо любим зрителем. Мы также восхищаемся замечательной актерской игрой и смеемся над выходками Тоси, сочувствуем ее подругам-соседкам, поражаемся, на что способен порыв нежности, и цитируем гениальные диалоги из фильма.
Режиссерское кресло занял Юрий Чулюкин, задействованный в таких советских кинопроектах, как «Неподдающиеся», где ранее уже сотрудничал с Румянцевой, «Дубравка», «Родины солдат» и «Как стать счастливым». К сценарию привлекли самого писателя и создателя повести Бориса Бедного.
А главные роли достались народной артистке Надежде Румянцевой («Королева бензоколонки», «Легкая жизнь»), Николаю Рыбникову («Весна на Заречной улице», «Девушка без адреса», «Высота», «Чужая родня», «Война и мир» 1965 г.), Люсьене Овчинниковой («Мама вышла замуж», «Сильные духом», «Большая перемена), Инне Макаровой («Невеста с севера», «Мертвые души»), Светлане Дружининой («Гардемарины, вперед!») и Нине Меньшиковой («Доживем до понедельника»).
Картина касается «болевых точек» и нашей современности, искусно вписанных режиссером в повествование, ведь у каждой подруги Тоси — своя персонажная арка. Анфиса не может найти истинную любовь, полагая, что все мужчины хотят быть с ней только из-за привлекательной внешности. У Веры сложная ситуация с мужем, который изменил ей, но с тех пор не оставляет надежды реабилитироваться. Проблема «мамы Веры» — это своеобразный канон, к сожалению, как в кино, так и за его пределами. Надя страдает от неуверенности в себе, а Катя, пожалуй, единственный герой в проекте, который без юношеской наивности все же смотрит на мир с позитивом.
Короче, кажется, что отыскать себя в одном из проявлений героинь можно и сейчас — притом, не возникает ощущения, будто женские образы плоские и вычурно поделены на клише.
В «Девчатах» затрагиваются и второстепенные проблемы, которые можно назвать отражением времени: нам показывают создание новых семей в период активного строительства и улучшения демографических показателей страны после войны. Запечатлены производственные процессы, оставшиеся в истории в том виде, какими их запечатлели авторы.
Интересно, на самом деле, что такая девушка, как Тося, стала главной героиней (да еще в 60-е!), потому что она сильно отличается от типичного образа советской дамы. Барышня без разрешения берет чужие вещи и продукты, раскидывает свои по комнате, жадничает и сеет хаос в уже сформировавшемся комьюнити. И как-бы кто не ругал милую девчонку с повадками ребенка — круто, что нам представили иную роль женщины, потому что не могут все быть по умолчанию идеальными и изящными. Как, например, Анфиса. Да и она совершенна лишь на первый взгляд.
Тося Кислицина определенно переиграла всех и вся, доказав, что можно быть не тихой покладистой женушкой, а просто собой без доли стеснения и оглядки на общепринятые стандарты.
«Девчата» — это цельное произведение о самых обычных людях, на которое особенно сейчас появился гигантский спрос в поп-культуре.
— Ненавижу....
— Ты ж говорила, что полюбила?
— С тех пор еще больше ненавижу!
— Как же вам, девушка, не стыдно?
— Вы знаете, может это и ужасно, но не стыдно.
— Разрешите?
— А вы всегда с папироской танцуете? И в шапке? Так вот, с такими я не танцую!