В мрачно-промозглом Петербурге Николай Гоголь (Александр Петров) мучается то от странных припадков, то от критики известных литераторов. Писательская карьера вместе с выкупленными тиражами неудачной поэмы горит в пламени камина. Работа писарем при царской полиции приносит страдания из-за корявого почерка и резких видений деталей убийств.
В общем, сплошные страдания, пока Гоголь не встречает гения петербургского сыска Якова Петровича Гуро (Олег Меньшиков). Приключения харизматичного детектива и верного помощника — и это вовсе не история о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне.
Картина вызывает множество ассоциаций и параллелей с известными зарубежными фильмами. Голливудские фишки оказываются удачно обыграны в сеттинге Российской Империи XIX века. Это не биографический фильм о трагической судьбе великого писателя из школьной программы. Меланхоличный Гоголь попадает в собственную фантасмагорическую вселенную, где лицом к лицу встречается со своими созданиями.
Мистический детектив с хоррор-элементами не пугает, а заставляет любителей русской классики наслаждаться, наблюдая за ожившими персонажами и находя множество отсылок к гоголевским рассказам. Факты из биографии писателя аккуратно вплетены в основной сюжет. Он и сжигает свои произведения, и скребется по ногтями по крышке гроба, и не попадает на встречу с Александром Сергеевичем Пушкиным, играющим всю ночь в карты.
В мрачной-мрачной Диканьке бродит черный-черный всадник с рогами в спине и убивает юных дивчин. Следователь и писарь даже не подозревают, что в колоритном хуторке творится настоящая чертовщина с ведьмами, утопленниками, русалками и другими прелестями славянской мифологии.
В отличие от произведений Конан-Дойля, в ход идет не дедукция, а экстрасенсорные способности Гоголя. Его припадки — то ли проклятье, то ли дар — становятся ключом к раскрытию тайны Потрошителя с Полтавщины. И вся нечисть, приходящая к нему во снах, мертвые голоса в голове, оказываются отличным источником вдохновения для начинающего литератора.
По мнению критиков, это смелый и немного хулиганский российский эксперимент Александра Цекало и канала ТВ-3. «Гоголь: Начало» — всего лишь два первых эпизода телевизионного сериала, разбитого на три полных метра для показа на больших экранах. В каждой из глав заключена своя мини-история с тайной, расследованием и развязкой, благодаря чему фильм кажется вполне законченным повествованием. Но он оставляет приятное послевкусием интриги вместе с желанием узнать полную историю персонажей и разгадать тайну событий близ Диканьки.
Фильм выпущен в двух возрастных ограничениях – 16+ и 18+. И версия для зрителей постарше приправлена особым огоньком. Кровь, расчлененка и обнаженка – все, что нужно для любителей хорроров. Страх и отвращение вы вряд ли испытаете, потому что в особенно смачные моменты авторы не могли не добавить характерный национальный юморок. Жестокие сцены убийства с гигантскими дырами в голове и отрубанием ног, так непривычные нашему зрителю, выглядят по-русски комично. К слову, это вписывается в настроение комедийных ужасов самого Гоголя.
Николай Васильевич, хоть и центральный персонаж картины, но яркие второстепенные герои крадут львиную долю внимания. Доктор-алкоголик с самогонкой в руках в процессе вскрытия тела (Ян Цапник), брутальный кузнец-богатырь Вакула (Сергей Бадюк), плохой деревенский коп Бинх (Евгений Стычкин), саркастичный верный слуга Яким (Евгений Сытый) добавляют чего-то родного в декорации деревенской готики.
Вольная интерпретация жизни и творчества классика определенно заслуживает внимания. Но остается вопрос, на который фильм ответа все же не дает: «Куда у Петрова убежал гоголевский нос?!»