Есть же в путешествиях на российских поездах особая романтика? Длинные узкие коридоры, шум и гомон в душном плацкарте, случайные соседи в купе, табачный дым в тамбуре, роскошь вагонов-ресторанов и горячий чай в граненом стекле в железных подстаканниках… А что, если поместить в одно тесное купе иностранку, мечтающую об археологической карьере, работягу-алкоголика и отправить их в холодный Мурманск? Получится либо остро-социальная комедия об иностранцах в России, либо трогательная и тягучая мелодрама, либо все сразу.
Середина 90-х. Финская студентка Лора (Сейди Хаарла) находит в Москве любовь и грезит о таинственных наскальных рисунках на севере страны. На душу давит тоска и одиночество, в кармане лежит билет на поезд по направлению Москва – Мурманск. В пункте назначения ее ждут заветные петроглифы, а в купе №6 – попутчик Леха (Юрий Борисов), который едет на заработки в горнодобывающую компанию. Как подобает интеллигентному соседу, он сразу же открывает бутылку спирта «Рояль», закусывает краковской колбасой, задает идиотские вопросы и похабно шутит. Желание сойти с поезда на ближайшей станции постепенно сменяется странной потребностью в родственной душе и друг в друге. Ведь человеку всегда нужен человек.
«Купе номер 6» – это копродукция России, Финляндии, Эстонии и Германии. В основе фильма лежит роман финской писательницы Росы Ликсом, сюжет которого был переработан режиссером Юхо Куосманеном и эстонскими сценаристами Ливиией Ульман и Андрисом Фельдманисом. Аутентичные русскоязычные диалоги – работа российской сценаристки Любови Мульменко.
Впервые фильм был показан на Каннском кинофестивале в июле 2021 года, где получил Гран-при, второй по значимости приз после Золотой пальмовой ветви. Также кинокартина была кандидатом от Финляндии в номинациях «Лучший фильм на иностранном языке» на премиях «Оскар-2022» и «Золотой глобус».
Это меланхоличный слоуберн о контрастах и столкновении разных миров: сдержанная скандинавка и суетный русский Леха, высокая мечта познать происхождение человека и простое человеческое «чисто так, поднять бабла», московские богемные вечера и тишина карельской деревушки. Его сложно отнести к одному конкретному жанру, но при этом посыл он несет абсолютно понятный и универсальный.
В конце концов в «Купе № 6» я увидел очень человечное содержание — ведь это, по сути, история всего двух персонажей. Которые изучают друг друга и находят связь, понимают, что все мы из одного теста и все одинаковы
От холодной Арктики и суровых нравов веет щедростью и теплотой, а мерцающая желтая лампочка в купе и чай в пакетиках согревают через экран. На фоне ненавязчиво играет культовая французская песня «Voyage, Voyage», настоящий хит в России 1990-х. Бессмертный и вечно актуальный трек о бесконечном путешествии к священным водам Индийского океана, к дюнам Сахары, к островам Фиджи и вулкану Фудзи пробуждает чувство ностальгии. Некоторые штампы, присущие фильмам о России иностранного производства, больше вызывают улыбку, а не раздражение.
Лора и Леха проносятся по бескрайним снежным пейзажам и мрачным городам, угоняют машину и пьют самогонку у бабушки, слушают «Владимирский Централ» и заказывают самый дорогой коньяк в вагоне-ресторане. Один день из невероятных приключений финки в России. Путешествие на край Земли – это путь к исполнению мечты и духовная трансформация. Действительно ли нужна Лоре профессура, высший московский свет и разговоры о Пелевине, когда есть простой русский парень Леха, которому и шторм не страшен, и горы по колено, и вопросики любые «обкашляет».
– Извини, что ты должен терпеть меня.
– Бывало и хуже, че.