Трилогия Филипа Пулмана «Темные начала» — культовая книга, по мнению BBC, занимающая третью строчку в списке 200 лучших романов. Произведение вышло за год до «Гарри Поттера», но в России всегда было немного в тени поттерианы, хотя рассказывало нам совсем о другом культурном мифе. Роман пережил неудачную попытку экранизации в 2007 году. Создатели пытались уместить в хронометраж фильма слишком насыщенный сюжет, убрав все острые углы, и, несмотря на звездный состав и дорогие спецэффекты, картина провалилась в прокате.
«Темные начала» ждали своей следующей экранизации двенадцать лет, и, кажется, лучшего времени, чем 2019 год для премьеры сериала по знаменитой трилогии не придумаешь. «Игра престолов» закончилась. Король умер, да здравствует король! Но какой сериал займет трон жестокого фэнтези? Netflix выпускает «Ведьмака», Amazon готовит «Властелина колец», а HBO совместно с BBC снимают самый дорогой проект в истории BBC — шоу «Темные начала», сразу продленное на второй сезон, что исполнительница главной роли Дафни Кин не успела очень уж вырасти.
Сюжет разворачивается в альтернативной вселенной, существующей параллельно с нашей. В этом мире правит церковь во главе с могущественным Магистериумом и эстетика стимпанка (с элементами клокпанка). Самое интересное — у каждого человека есть зооморфный спутник-деймон, воплощающий собой его душу. Девочка Лира Белаква, выросшая в Оксфорде (одном из немногих мест, где хоть как-то можно заниматься наукой), но не питающая любви к учебе, пускается в опасное путешествие, чтобы найти своего друга Роджера, которого похитили таинственные Жрецы. Лиру сопровождает рассудительный деймон Пантелеймон. В этом путешествии она находит своих якобы умерших родителей, обзаводится необычными друзьями и влиятельными врагами.
Шоураннером проекта стал один из ведущих британских сценаристов Джек Торн, занимавшийся «Молокососами» и «Бесстыдниками». Первые две серии «Темных начал» срежиссировал Том Хупер, автор драм «Король говорит!» и «Отверженные». И в первых же эпиздах становится ясно, какой тон задают Торн и Хупер: тяжеловесные диалоги, лишенные повседневной легкости, и медленно разворачивающийся сюжет (по крайней мере пока на экране не появился медведь).
Именно неточность интонаций — пожалуй, главное, упущение создателей. Во-первых, сериал куда мрачнее, чем экранизация 2007 года, но до беспощадности Пулмана ему далеко. Во-вторых, героям многосерийного проекта не хватает объема, за который любят и ругают Пулмана: его персонажи постоянно ходят по границе добра и зла, в принципе протестуя против этой концепции. Очевидно, что сериал уже не детский, но пока недостаточно взрослый.
К восьмому эпизоду шоу разгоняется, пытаясь повзрослеть. Частично ему это удается благодаря медвежьим боям, жестокому поступку лорда Азриэла и игре актерского состава (а в следующем сезоне к команде сериала присоединится всеми любимый Эндрю Скотт!). Сильные стороны сериала существуют не по воле создателей, а благодаря мощной литературной основе и крепкому бюджету. До уровня «Игры престолов» шоу пока не дотягивает, но, если авторы будут жестче и последовательнее, оно обязательно найдет свою аудиторию.