Евгений Малышев — легендарный российский журналист «старой закалки», вынужденно признавший утрату своей актуальности и обосновавшийся в Лондоне вместе с семьей. Казалось бы, привычный финал для любого, кого в «тусовке» решили прозвать «совестью эпохи 2010-х». Но о судьбе героя-мигранта зритель узнает только после того, как Евгений Малышев прыгает с моста. Запутались? Не переживайте! В замешательстве оказались и авторки телеграм-канала «ППЧМЗ» («Просто Представь, Что Мы Знаем»), растиражировавшие непроверенную информацию о гибели журналиста. Под мостом оказался полный тезка Малышева, только вот младше его на десять лет. Двойка за фактчекинг приводит не только к очередному репутационному удару для интернет-издания, но и к возвращению самого легендарного правдоруба в Москву. Именно на родине ему суждено столкнуться с так называемыми «новыми русскими медиа», отталкивающими одним только форматом любого консервативного «душнилу». Адаптируйся и выживай!
Магистральное рассуждение о роли правды в условиях информационной войны (в 2020 году другой и не надо) считывается еще на открывающей цитате Марка Твена: «Сперва добудь факты, а уж потом перевирай их как хочешь». Поражает скорее не выбор темы, а угол обзора: телеграм-каналы, хоть и не первый год отстаивают свой авторитет и карт-бланш на независимую журналистику, в центре внимания такого крупного проекта оказались впервые. Работающие по принципу «из кармана в карман» СМИ, казалось бы, не обладают охватом государственных телеканалов, но уступать им во влиянии на судьбы категорически отказываются. Актуальный пример — Республика Беларусь и ставший популярным телеграм-канал NEXTA, буквально возглавивший протестующее движение (и ставший героем недавнего выпуска шоу Юрия Дудя** ). В сериале Романа Волобуева таких примеров тоже с лихвой: от курьезных до трагичных. Но не ждите от «ППЧМЗ» натянутой драмы и требовательной эмпатии. Жертвы в этой сфере измеряются в просмотрах и подписчиках, к этому просто стоит привыкнуть. Nightcrawler (2014) vibes.
«ППЧМЗ» — потрясающий гид по закулисью (вымышленной?) российской журналистики, подкрепленный неожиданными камео (Екатерины Шульман** , Ильи Красильщика** , самого Волобуева) и забавными упоминаниями (вы точно захотите услышать шутку про «Медузу»). Но действительно значимым сериал делает то, на каком уровне он реализован. Не считая слегка выбивающегося дабстеп-опенинга, новый проект платформы «Кинопоиск HD» настроен на бесперебойную трансляцию эстетики миллениалов. Неоновое освещение, размывающие границы приватности скринлайф-элементы, Монеточка** и АИГЕЛ в саундтреке… а нужно ли что-то еще для счастья? Модная форма при этом не используется как кликбейт для вовлечения избалованной зарубежными сериалами аудитории: современная картинка тесно переплетается с прогрессивными мыслями. Как приятно в русском сериале слышать размышления о существующих политических партиях или возможной бисексуальности одного из персонажей. А как ласкает ухо русский мат!
И если после просмотра «ППЧМЗ» о русской журналистике мысли могут остаться неоднозначные, то за состояние отечественного стриминга переживать вы точно перестанете. У Волобуева получилось поместить невиновных героев в коварный мир подтасованных фактов и вырванных из контекста цитат, не опустившись при этом до формата «нравоучений в четырех эпизодах». Если еще пару лет назад вы размышляли о том, какой может быть сериальная индустрия в России, то в 2020 году «ППЧМЗ» наглядно это демонстрирует. Главное — помнить: правда всегда где-то рядом… Нужно только на нее подписаться!