С 2006 года Дмитрий Глуховский** написал серию постапокалиптических романов («Метро 2033», «Метро 2034» и «Метро 2035»), антиутопическое «Будущее», мистические «Сумерки» и реалистический «Текст». Произведения автора отличаются сочетанием увлекательного повествования, в которое вплетено множество острых конфликтов и актуальных тем, дикой популярностью и хорошими продажами. Учитывая все это, закономерным явлением стала известная экранизация Клима Шипенко, для которой Глуховский адаптировал свой «Текст». Но нужно сказать, что работа над киносценарием не является для автора первым подобным опытом.
До адаптации «Текста» Дмитрий Глуховский** еще в 2011 году начал писать историю, по которой Владимир Мирзоев снял новый сериал «Топи». Поначалу Глуховский не исключал, что она может вылиться в книгу, но после окончания работы над черновым вариантом увидел в сюжете потенциал для кино и начал перерабатывать текст под данный формат. Однако в случае «Топей» от рождения киносценария до съемок и выхода сериала суждено было пройти большому промежутку времени. Телеканалы один за другим от проекта отказывались, поэтому работа сдвинулась с мертвой точки, только когда стриминг-платформы стали прочным плацдармом для подобных смелых работ. При этом интересно, что за столь длительный период множество идей и тем, поднятых Глуховским, не просто не утратило актуальности, но и приобрело еще большую остроту. То же самое, к слову, было и с «Текстом», который вышел в крайне нужное время и поражал до боли узнаваемыми ситуациями.
Главный герой «Топей» Денис Титовой (Иван Янковский) — преуспевающий стартапер, создавший приложение TrueTalk, которое по выражению лица определяет, лжет человек или говорит правду. Неудивительно, что инновацией заинтересовалось ФСБ, потребовавшее доступ к закрытым данным пользователей мессенджера. Титовой дает отказ, который силовые структуры воспринимают как «брошенную перчатку». Это сулит Денису большие неприятности, однако у бизнесмена есть еще одна проблема — рак на серьезной стадии. Герой, судя по всему, уже смирился с неизлечимостью болезни, но однажды он узнает от матери о некоем чудотворном монастыре, в котором люди исцеляются от любых недугов. Рассудив, что ему нечего терять, Титовой решается на поездку.
Вот только при попытке забронировать место Денис узнает о необходимости привести с собой еще троих людей. Титовой не теряется и организует рассылку с предложением, после чего к нему присоединяется группа даже не из трех, а из четырех человек. Первым отзывается его знакомый по имени Макс (Тихон Жизневский). Он — журналист, мечтающий работать в независимых СМИ на благо общества, но занимающийся в последнее время замусориванием реальной социально-политической повестки ради заработка. В монастырь Макс соглашается ехать в надежде провести время с Денисом и взять у него эксклюзивное интервью.
К ним присоединяются три героини. Среди них Эля (Софья Володчинская) — девушка из мусульманской республики с Кавказа, которая желает быть хозяйкой своей судьбы и связать будущее с любимым человеком, а не выходить замуж по договору. К группе она примыкает после трагических событий, участниками которых стали ее возлюбленный, жених и пистолет. Еще есть Соня (Анастасия Крылова), сбежавшая из верующей православной семьи после смерти сестры, разбившейся на мотоцикле. Последней участницей поездки становится Катя (Катерина Шпица), накануне наглотавшаяся таблеток и едва не расставшаяся с жизнью из-за того, что ее бросил бойфренд.
В глухих архангельских лесах городские невротики хотят обрести чудо через условное перерождение. Однако за волшебство, как известно, приходится расплачиваться.
История разворачивается согласно шаблонной для хорроров концепции: группа городских молодых людей застревает в загадочном провинциальном месте, где происходит ряд страшных событий. В первом же эпизоде сериал погружает нас в пугающее гипнотическое пространство с гротескными антуражем и персонажами. Тут и распятые орлы, и отрубленные собачьи головы, и отстраненные от реальности местные жители, и странные обряды, среди которых вычерчивание таинственного защитного круга куриной кровью. Понятное дело, что хорошего ждать от места, напоминающего закрытую общину из «Солнцестояния» Ари Астера, нечего.
Однако игра с жанровыми клише — лишь внешняя упаковка «Топей», в которые вплетены актуальные острые темы. Глуховский вновь предлагает нам погрузиться в не отпускающий ни на секунду сюжет, высвечивая при этом как характерные для определенного временного промежутка темы, так и извечные сюжеты, которые можно увидеть одновременно на страницах истории и прямо за окном. Являющийся режиссером Владимир Мирзоев создал для сериала вполне достойную форму. Она позволяет зрителю прочувствовать тонкую грань между реальным и ирреальным, а также поддаться гипнозу хтонической глубинки, которая, безусловно, не унифицирована и отличается от того, что мы видели, например, в «Территории» Игоря Твердохлебова.
На поверхности лежит резкое разделение между российскими городами-миллионниками с наиболее высоким уровнем жизни (прежде всего речь идет о Москве) и глубинками, где люди задыхаются от нищеты. Тут же вырисовывается и некий комбинат, на котором произошла опасная производственная авария, разговоры о которой, разумеется, благополучно замяли. С разных сторон подходит сериал и к вопросу женской эмансипации, представляя сильные образы героинь. Эля, например, борется за свое право не следовать традициям, насильно навязываемым семьей. Ситуация Сони — это пример сопротивления архаичным скрепам и ценностям, которые пропагандируются ее авторитарным отцом, который сам не очень-то следует своим убеждениям.
Также «Топи» крайне интересны тем, как реальное в них соединяется со сказочными мотивами и метафизическим. Сериал погружает нас в своеобразный Твин Пикс, хтонический уголок России, антагонистичный современному мегаполису. Несмотря на окружающую действительность, которая находится рядом с нами, при просмотре сериала не покидает ощущение погружения в жуткую русскую сказку, где страх сопряжен с иррациональным, где нечто может прийти и уволочь тебя в лес — так, что никто не найдет. Однако помимо древних мифов, магии и мистики, о которых нам только предстоит узнать в грядущих сериях, Глуховский ведет своих персонажей по тропе погружения вглубь себя.
С каждой серией становится все более очевидным, что для героев поездка в таинственный монастырь становится путешествием в собственное подсознание, где им предстоит столкнуться со своими сомнениями, болью, страхами и прошлым. Обращение к себе сопряжено также с вопросом поиска Бога, который всплывал и в предыдущих произведениях Глуховского. Ни Денис, ни Максим, ни Эля, ни Соня, ни Катя не являются глубоко верующими — они просто сбежали от своих проблем. Однако недаром основным местом действия оказался разрушенный монастырь. Глуховский рисует как повсеместные безвыходность и безнадегу, так и персональные руины, в которые превратилась жизнь героев, дошедших до точки невозврата. Отныне посреди хаоса и ужаса они, обратившись к себе, должны найти собственный путь, ведущий к спасению и успокоению.
Фабула «Топей» сильно перекликается не только с «Андреем Рублевым», но и со «Сталкером» Тарковского, где исполнение желаний в заветной комнате посреди мистической Зоны показалось героям слишком страшным; и еще сильнее — с последним фильмом Алексея Балабанова «Я тоже хочу»: герои там отправляются за заветной мечтой в глубинку, где стоит волшебная Колокольня Счастья, которая, как и Топи, не отпускает просто так тех, кто рискнул обратиться к ней за избавлением от проблем. Однако сравнение с философскими притчами Тарковского и Балабанова может пойти не в плюс крепкому триллеру, каким задумывались «Топи».
Производством «Топей» занималась сильная команда продюсеров: Владимир Маслов, Бинке Анисимов и Ибрагим Магомедов. Они стоят за такими разными фильмами, как лирический «Волшебник» с юным дарованием Семеном Трескуновым** и Максимом Сухановым (еще одна звезда «Топей»), приключенческий «Миллиард» с Владимиром Машковым и комедийная «Пятница» с Данилой Козловским. Также «Топи» делает Ольга Филипук, генеральный продюсер «Последнего министра» и «Проекта "Анна Николаевна"». В режиссерском кресле сериала Глуховского оказался Владимир Мирзоев, который более известен как театральный постановщик. Среди его киноработ — историческая драма «Борис Годунов» (2011) и сериал-антиутопия «Этюды о свободе» (2018).