По мнению критиков лента Елены Хазановой «Синдром Петрушки» полна недосказанностей и неопределенностей. В каждом повороте сюжета зрителю предлагают догадаться, что сие означает. Слегка маниакальная борьба кукол и людей весь фильм держит в напряжении, заставляя гадать, кто же выйдет победителем. Проект основан на одноименном романе Дины Рубиной, однако оригинальное произведение было значительно переработано под киносценарий Аленой Аловой («Ищите маму», «Питер-Москва»). Сюжетные линии сохранены не все, события выстроены в другом хронологическом порядке, герои творчески переосмыслены сценаристом. Но такая ситуация довольно типична для книжных экранизаций, она лишь дает возможность поклонникам автора пороптать на тему того, что книга всегда лучше, обширнее и глубже.
В центре сюжета пара – Петя и Лиза. Они познакомились еще в детстве при ужасающих обстоятельствах. Мать девочки выбрасывается из окна на глазах у мальчика. Петя замечает в коляске девочку с огненно-рыжими волосами – как у ее несчастной матери. И ничтоже сумняшеся забирает ее с собой к другу Боре. Бабушка Бори возвращает ребенка его семье, но Петя теперь, несомненно, спаситель и герой для близких Лизы. Так начинается их дружба, перерастающая с взрослением в любовь. Петр с детства был одержим театром и марионетками, поэтому выбирает себе профессию актера-кукольника. Вместе с Лизой они ставят уникальный хореографический номер, где девушка выступает в роли ожившей куклы.
Счастливое бытие пары омрачает рождение сына с синдромом Ангельмана, иначе эту болезнь называют синдромом Петрушки – вот и еще одна кукольная аллюзия. Суть заболевания в редкой генетической аномалии, которая провоцирует задержки в развитии, частый смех и улыбки без причины, хаотические подергивания рук и ног. Ребенок умирает и буквально надламывает обоих родителей. Лиза отправляется в психиатрическую клинику, а Петя, скучая по супруге, создает идеально похожую на нее куклу. Еще одна марионетка появляется в жизни семьи с новой беременностью Лизы. Ее терзают страхи из-за прежнего тяжелейшего опыта, и Петр делает для нее игрушечного «беременного идола» – старого Корчмаря, который должен охранять плод. Чудо-кукла внушает Лизе успокоение, и она удачно разрешается от бремени, родив девочку с рыжими волосами.
«Синдром Петрушки» сняла Елена Хазанова, швейцарская режиссерка российского происхождения. На главные роли были выбраны Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. В этом дуэте они прекрасно смотрятся, трагичность Хаматовой и театральный надрыв Миронова дополняют друг друга, создавая свою особенную вселенную, мрачноватую и слега безумную. Танец кукольника и его живой «марионетки» поставил балетмейстер Раду Поклитару, руководитель театра «Киев Модерн-балет». Будучи театральным постановщиком, в «Синдроме Петрушки» он впервые выступил хореографом для полнометражного фильма. За музыкальное сопровождение картины отвечал композитор Николя Рабеюс, музыку исполнял Санкт-Петербургский симфонический оркестр под руководством дирижера Всеволода Полонского. В 2015 году на «Кинотавре» фильм получил приз имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму». «Синдром Петрушки» был снят в Петербурге и области, в частности, в Выборге и Ломоносове.