При словах «видеоигра про СССР в альтернативной реальности» на ум приходит прежде всего серия Command & Conquer: Red Alert с мемными дирижаблями имени Кирова, штурмовыми медведями и танками «Апокалипсис». Даже если говорить про шутер про альтернативный СССР, где главному герою приходится сталкиваться с последствиями неудачно пошедшего эксперимента, можно вспомнить несколько любопытных образчиков жанра — например, Singularity от американцев из Raven Software или You Are Empty от украинских разработчиков из Digital Spray Studios и Mandel ArtPlains. Однако в феврале 2023 года вышел проект, который на голову превосходит все остальные попытки изобразить Советский Союз из иной ветки реальности. Речь, конечно же, о долгострое Atomic Heart.
Эта видеоигра привлекла к себе внимание геймеров и журналистов весной 2018 года, после того как на просторы интернета попал первый трейлер. В коротком ролике под звуки танго «Утомленное солнце» демонстрировались локации, выполненные в стиле ретрофутуризма (на заднем плане мелькала даже статуя «Родина-мать зовет!»), и разнообразные противники, порожденные сумеречным советским гением — взбесившиеся промышленные и сельскохозяйственные роботы, а также киберзомби.
Проект зацепил не только эффектной картинкой и классным арт-дизайном, но и атмосферой таинственности вокруг его создания. О российской студии Mundfish до этой игры никто ничего не слышал, и вдруг компания-ноунейм выдает нечто, способное конкурировать по графике и проработке с топовыми франшизами вроде BioShock и Fallout. Некоторое время на просторах рунета всерьез обсуждали версию о том, что игры Atomic Heart не существует, и нам просто показывают пререндеренные ролики, выдавая их за геймплейные видео. К счастью, после нескольких визитов игровых журналистов в офис Mundfish и последовавших интервью с руководителем компании почти всех, кроме самых заядлых скептиков, удалось убедить в том, что проект реален и что под красивой оберткой скрывается не менее впечатляющий игровой процесс.
Согласно заявлениям CEO Mundfish Роберта Багратуни, арт-директор Atomic Heart вынашивал в голове эту игру долгих семь лет, прежде чем в 2017 году проект перешел в стадию активной разработки. Создатели Atomic Heart утверждают, что вдохновлялись не вышеупомянутыми Fallout и BioShock, а классиками фантастики вроде братьев Стругацких, Станислава Лема и Гарри Гаррисона и называют свое творение «”Черным зеркалом” в СССР» — то есть во главу угла ставится размышление о том, какое влияние высокие технологии оказывают на нашу жизнь. Вместе с тем, сходство Atomic Heart с BioShock местами прямо-таки бросается в глаза, вплоть до того, что главный герой использует левую руку для активации особых способностей, позволяющих замораживать врагов, бить их электричеством или даже взламывать некоторых роботов через особый порт, расположенный в нижней части спины, — визуально это очень напоминает плазмиды из BioShock.
Действие игры Atomic Heart происходит в реальности, где история Советского Союза начиная примерно с шестидесятых годов прошлого века пошла по иным рельсам. СССР не распался, остался верен социалистическим идеалам и продолжает противостоять капиталистическому западу, но при этом смог развить высокие технологии, облегчающие жизнь гражданам — будь то голограммы, интернет или нейроинтерфейсы, позволяющие загружать знания прямо в мозг. Как пелось, в «Приключениях Электроника», «позабыты хлопоты, остановлен бег — вкалывают роботы, а не человек». Именно с роботами и связан основной сюжет: на режимном объекте «3826», производящем сложную технику для нужд страны, произошел сбой в результате которого машины начали проявлять девиантное поведение и нападать на людей. Поскольку к этому времени роботы повсеместно распространены не только в промышленности, но и в быту, подобное происшествие может иметь далеко идущие последствия. Разобраться в ситуации отправляют агента КГБ, майора Нечаева.
Согласно заявлениям разработчиков, Нечаев всю жизнь посвятил службе Родине, за что был «вознагражден» застарелыми ранами и психологическими травмами. Он страдает от ПТСР, не помнит многое из своего прошлого и чувствует себя очень одиноким.
Создатели Atomic Heart старались собрать в свое детище все ключевые признаки AAA-игр: здесь и открытый мир, по которому можно перемещаться на транспорте, и выдающийся геймдизайн, и динамичная боевая система, основанная на сочетании ближнего боя, огнестрельного оружия и суперспособностей. Удары топором по корпусам роботов оставляют на их телах реалистично выглядящие зарубки и выщербины. Следует отметить, что авторы игры продумали не только внешний вид механических противников, но и их внутреннее устройство. Поскольку изначально эти роботы создавались для мирных целей — в качестве лесорубов, шахтеров, официантов и помощников по дому, — разработчики проектировали их с оглядкой на первоначальную функцию.
К игре также прикрутли систему крафта, позволяющая майору Нечаеву из подручных средств собирать оружие, спецбоеприпасы и другие необходимые в быту вещи. Арсенал главного героя варьируется от традиционных видов оружия вроде пистолета Макарова до неряшливо выглядящих кустарных самоделок, перемотанных синей изолентой, и до футуритстически выглядящих рельсотронов.
Релиз Atomic Heart состоялся 21 февраля 2023 года, а за пару дней до этого в сеть утекла предрелизная сборка, моментально распространившаяся по пиратским ресурсам, что, впрочем, не помешало игре после выхода занять топовые позиции по количеству скачиваний в Steam (и это при том, что в России ее через Steam приобрести нельзя, т.к. Atomic Heart является эксклюзивом VK Play). Критики пожурили Atomic Heart за посредственную оптимизацию, вторичный сюжет и сумбурный геймплей, элементы которого словно «понадерганы» из разных популярных проектов, но вместе с тем отметили впечатляющую визуальную составляющую и неплохо проработанные битвы с боссами. При этом, судя по оценкам на крупнейших агрегаторах, Atomic Heart пришлась по душе и профессионалам, и простым геймерам. Отдельным поп-культурным феноменом стали роботы-близняшки, которые встречают протагониста в начале игры — безликие, но подчеркнуто сексуализированные кибердевушки моментально превратились в объект для косплея и создания фанарта, а балерина Большого театра Анита Пудикова, послужившая моделью для захвата движений близняшек, обрела толпы восторженных почитателей по всему миру.
Atomic Heart — не лишенная недостатков, но на совесть сделанная и обаятельная видеоигра, ставшая для российской игровой индустрии таким же прорывом как «S.T.A.L.K.E.R.» для украинской или «Ведьмак» — для польской.