Отечественные сценаристы неохотно берутся исследовать непонятный для нашего зрителя нуар: вытянуть его довольно сложно, да и найти идеальную локацию, которая бы соответствовала всем жанровым характеристикам, — задача не из легких. За дело решил взяться создатель «Духless» и «Духless-2» Роман Прыгунов, пригласив на главные роли целый пул знаменитостей, среди которых Евгений Цыганов, Павел Табаков, Александр Робак, Андрей Смоляков, Тимофей Трибунцев, Надежда Михалкова и другие.
По сюжету, действие «Мертвого озера» разворачивается на фоне девственной природы в заполярном крае Чангадан, а главным героем становится Максим Покровский (Евгений Цыганов), который, зная о своей неизлечимой болезни, решает покинуть Москву и отправиться в глухую провинцию для расследования загадочного дела. Обнаженное тело дочери местного олигарха было найдено на въезде в провинциальный город, а одной из главных версий убийства становится жертвоприношение, обряд которого совершили местные шаманы, имеющие способность общаться с духом озера. Не обошлось и без линии того самого «тихого омута, в котором черти водятся». По мере развития сюжета и углубления в расследование Покровский все больше погружается в тайную жизнь города, открывая его для себя с новой, порой неожиданной стороны.
Сразу хочется отметить талант режиссера в передаче уникальности зловещего ландшафта — и пяти минут в Чангадане достаточно, чтобы на себе прочувствовать атмосферу промозглой гнетущей глуши, на фоне которой и разворачиваются события истории. Тут и слово «Москва» произносится как нечто чужеродное и слишком оторванное от реальности. Тут и говорить не приходится ни о какой пресловутой толерантности, местные относятся к коренным народам с презрением и, мягко говоря, недолюбливают их. Да и роль женщине отводится утилитарно-практическая. Ее существование оправдывается лишь сладострастием и сексом.
Отсюда вытекает и другой успех сериала: «Мертвое озеро» на ура справляется со своей задачей — показать еще живых героев, поместив их во власть безжизненных локаций и отдав на растерзание банальному холоду и модной нынче депрессии. Правда, даже несмотря на всю напряженность повествования, создатели (то ли по неопытности, то ли из-за боязни перегнуть) нет-нет, да и делали откат назад, поворачивая течение в более спокойное русло.
Особого внимания сериала заслуживает музыкальная составляющая каждой серии. Создатели решили достичь полного слияния с окружающей действительностью, отказавшись от зарубежного материала и назначив ответственными за саундтрек к «Мертвому озеру» разнополярных по своей стилистике артистов — от рэпера Скруджи до певицы Глюкозы, а за музыкальное оформление пилотной серии проекта отвечал Павел Додонов, на счету которого значится сотрудничество с Дельфином. Финал же и вовсе доверили музыкантам из Екатеринбурга.
Особняком стоит собственно финал сериала: диалог между Максимом и его коллегой Наташей, которая приехала в Чангадан, чтобы поддержать своего друга в процессе борьбы с заболеванием. «Мы же не в Швеции», — заявляет Покровский в разговоре с ней, тем самым очерчивая пропасть, которая отделяет провинциальный город от всего остального мира. Звучит как приговор, и легче от этого не становится ни самим героям, ни зрителям.