Тема секса — довольно сложная и противоречивая материя: все знают, что говорить о нем не только можно, но и нужно в угоду беспощадным рейтингам, которые умножаются минимум на два при упоминании слова «секс». Однако какими средствами воплощать на экране этот самый секс, чтобы получилось натурально, красиво и (извините за тавтологию) сексуально, но при этом не вульгарно, — вопрос, который волнует не одно поколение кинематографистов.
Еще с момента появления трейлера «Верность» провозгласили самым откровенным российским фильмом 2019 года, а режиссера Нигину Сайфуллаеву — главным адептом таких тем, как женская измена и поиск внутренней сексуальности. Стоит также сказать, что в рабочей версии «Верность» называлась по-другому — «Ревностью». Удивительное созвучие совершенно разных по своей природе понятий, порождающее собой множество вопросов. Может ли верность стать причиной ревности? Что стоит за ревностью? На эти и другие вопросы и пытается найти ответ главная героиня фильма.
Сюжет картины донельзя банален. В центре повествования — супружеская пара, которая выглядит вполне удовлетворенной в своем существовании: в их супружеской жизни есть все, кроме секса. Она, Лена (Евгения Громова), гинеколог престижной клиники в Калининграде, начинает замечать, что ее муж, артист местного театра Сережа (Александр Паль), стал все больше уделять внимание своему телефону, постоянно переписываясь с кем-то. Дальнейший сюжет развивается по классическим законам мыльного жанра: вместо того, чтобы обсудить с супругом возникшее недопонимание и прямо задать интересующие ее вопросы, Лена начинает подозревать Сережу в изменах, что в конечном итоге наталкивает ее на (опять же банальное) решение — изменить мужу с первым встречным. Встречный найден, дело сделано. Но нетрудно догадаться, что, оступившись раз, она уже не может остановиться и пускается во все тяжкие в надежде утолить сексуальный голод и тем самым компенсировать недостаток внимания со стороны законного супруга.
Несмотря на то, что фильм погружает нас в глубины измены, творческая команда проекта нет-нет, да и делает попытку оправдать поведение отчаявшейся девушки алкогольным помешательством, неконтролируемой физиологией или любимым в отечественном кинематографе мотивом отчаянья. Без придыхания и романтического флера режиссер словно выворачивает наизнанку душу главной героини, а секс становится своеобразным физическим процессом соприкосновения тел — мучительным, неуклюжим и безэмоциональным.
«Верность» вообще поражает своей непривычной для нашей аудитории свободой в изображении оголенного тела. В игре актеров нет ни закрепощенности, ни нелепости, ни порнографичности. Все просто и понятно, как в жизни, как у простых людей, — неловко и сразу. Да и камера стыдливо не отворачивается в потолок, когда главная актриса оголяется чуть не каждые десять минут, мастурбирует или делает минет, а обсудить на досуге, кому и как давать, — кажется вполне повседневным делом. Правда, и здесь есть свое «но». Поколение, взращенное на бесплатном порно из интернета под влиянием западных ценностей, нарочитая откровенность на грани фола, что называется, не триггерит, а значит, и поставленной перед ней задачи, увы, не решает.
Что главным образом удалось вскрыть режиссеру, так это проблему внутреннего одиночества, лечить которую предлагается с помощью действенной пилюли — одноразовым животным сексом. Проблему, когда семьи создаются по принципу «чтобы было», но при этом каждый заботится лишь о себе. Эмоции остаются в сообщениях, любовь — в Сети, страсть — в невысказанных надеждах. А, казалось бы, просто стоило поговорить по душам. Хотя, может, молчание — и правда знак согласия. Остается выяснить главное: согласия с чем?